images/2022/Dec2022/20/Istanbul/DSC_7645.jpg

Город с насыщенным вкусом – как кофе по-турецки

21 декабря 2022 12:43:19
Стамбул, один из самых многоликих и мультикультурных городов планеты, всякий раз удивляет по-новому.
Константин Исааков

Взгляд со стороны

Есть города, незабываемый образ каждого из которых настолько усердно формировала история, что любое некорректное вмешательство – технологическое ли, культурное ли – может образу существенно навредить. В первую очередь, на мой взгляд, это касается городов портовых, которые, в силу своего прибрежного расположения всегда были да и остаются открытыми для разных этнических, творческих, гастрономических – да каких угодно! – влияний. Они не могут оставаться чисто национальными, на территории какой бы страны они ни располагались и какую бы роль в её экономике и политике они ни играли.

Таких открытых городов в мире немало. Нам с вами хорошо знакомы Баку и Одесса. Но есть ещё и Сидней, Роттердам, Кейптаун и множество других. Но каждый из них так или иначе уже изменён XXI век. Вопрос в том, насколько сильно, болезненно изменён, но это, наверное, тема отдельной диссертации, за которую я вряд ли возьмусь.

А мы поговорим только о Стамбуле, куда я попал в очередной раз в конце ноября – начале декабря. Попал, чтобы познакомиться, как планировалось, со Стамбулом, для меня новым: городом шопинга и дизайна – в первую очередь, товарного. То есть дизайна, с шопингом связанного. Надо вам сказать, что я вообще-то, по натуре своей – ни разу не шопер (в магазины хожу за каким-то одним, необходимым мне именно сей день и сей час конкретным товаром). Впрочем, это как раз и давало мне весьма выгодное преимущество, а именно: взгляд, отстранённый от цен, примерок, кассы и прочих причиндалов торговли.

Так я и решил смотреть на сей предмет: красиво это или не очень (на мой, конечно, субъективный вкус)? Разрушают или дополняют новые тренды в этой сфере сложившийся, цельный для меня (при всей его многоликости) образ Стамбула? Города, где не только географически, но и эстетически сошлись Восток и Запад.

Бутики на почте      

Мы начали, как водится, с главного – сразу же по прибытии направились в Галатапорт. Эту современную, стильную стамбульскую набережную я прежде знал лишь как средоточие уютных ресторанчиков (в одном из них мы в этот вечер и поужинаем), художественных галерей. И просто красивый променад, с которого можно часами любоваться прогулочными теплоходами, чинно дефилирующими по параллельной прямой, разрезая случайные волны, и броуновски вольными стройняшками-парусниками.

Оказалось, здесь ещё и располагается большой торговый комплекс Galataport Post Office Fashion Galleria. Поспешили мы сюда потому, что в этих стенах как раз завершался многолюдный фэшн-фестиваль, то есть, помимо постоянно базирующихся тут бутиков, можно было встретить ещё и изобилие всяких-разных hand made мастеров. На складных столиках и прилавках разложили они свои самые разные изделия: от украшений и бижутерии до сладостей.

А здание-то историческое: построено было в самом начале прошлого века – тогда здесь расположился пассажирский терминал порта Каракёй и даже таможня – Galata Rüsumat. В более поздние времена здесь находился госпиталь. И, наконец, поселили почту (Paket Postanesi) – потому и Galataport Post Office Fashion Galleria. Мода размещать торговые и развлекательные комплексы на утративших свою экономическую актуальность производственных и технологических территориях не обошла в новейшие времена и Галатапорт. 73 здешних бутика облюбовали сейчас здесь как ведущие местные, так и международные бренды. Нас интересовали, по понятным причинам, главным образом, первые.

Первым из первых в таком бутике одежды предстал перед нами молодой человек с кокетливым платочком в нагрудном кармане. Он продемонстрировал нам весьма дорогое изделие (кашемир, лисий воротник), которое наверняка украсило бы молодящуюся светскую даму», перед которой распахнута дверь какого-нибудь Rolls-Royce Boat Tail миллионов этак за $28 (по Википедии, сорри, это самое дорогое авто в мире). Но демократичным, молодёжным я бы этот дизайн не рискнул назвать. Он так горячо рекламировал этот товар, что мы переспросили, а дизайнер ли он. Оказалось, и впрямь: sale manager.

Зато в следующем бутике Umit Unal нас встретил сам Умит Унал – и показал нам свои авторские работы. Они, на мой неискушенный взгляд, выглядели куда демократичнее.

Что ж, так и должно быть: на любой вкус, на любой счёт в банке. Кому – посуда в стиле Versace, а кому – баночку вкуснейшего турецкого мёда.

И уж точно (опять же взгляд со стороны!) не оставили равнодушными моих коллег женского пола ароматы коллекции Heritage Store.

Дизайн как свобода быть разными

Бутиковая тема продолжилась и в последующие стамбульские дни. Очаровательные молодые дизайнеры (или как там по новым феминистским стандартам – дизайнерки?) увлечённо демонстрировали нам в магазинчиках на улицах города свои самые разные фантазии. В теме женских аксессуаров, например – вот такие сумочки авторского бренда Bera.

(Что сказать? Да, необычно. Наверное, даже красиво).

Или выполненные в китайском стиле украшения в Begüm Khan China Club.

(Подумалось: это, скорее всего, на местный рынок рассчитано. Ведь из той же России за аутентичным Китаем, скорее всего, не в Турцию поедут. Но, с другой стороны, сам Китай нынче-то не особо доступен. Так что, почему бы и нет?)

И наконец, в наш последний стамбульский день мы оказались в, наверное, самой пафосной из дизайнерских галерей Стамбула: Sevan Bıçakçı's Showroom. Здесь тоже выставлены, главным образом украшения, но какие! В исконно турецком стиле, отмеченные международными премиями и престижными выставками. И презентовал их автор, господин Севан Бикакчи: величаво, изысканно и велеречиво.

И тут мы окончательно усвоили, что такое современный турецкий дизайн одежды и аксессуаров. И соответственно, что рекомендовать российскому шоперу-моднику, нагрянувшему в Стамбул. Ключевым понятием тут будет всё же слово «турецкий». Национальные черты типичны и в стильно сплетённых кожаных сумочках, и в блистательных перстнях, и в кашемировом пальто с лисьим воротником, и в пряных ароматах парфюма. Всё это неизменно разное, но, по природе своей, национальное. Яркое и настойчиво выразительное. Как кофе по-турецки.

Я иду по ковру… а потом пойду по городу

По дороге из Sevan Bıçakçı's Showroom в поисках места, где переждать дождь, мы спрятались в здании старинного караван-сарая. И попали на фабрику ковроткачества Vezirhan Handmade Carpets & Kilims, где производятся и продаются классические турецкие ковры. И я, осмотревшись, понял: я вновь в знакомом и таком симпатичном мне Стамбуле. Городе причудливом, густо замешанном в «миксере культур» и, вместе с тем, по-настоящему, не надуманно и не стилизованно, а вживую красивом. Знаете, ведь каждый из многих сотен ковров на полках, на стенах, на полах был не просто изделием. И даже не дизайнерским изделием. Каждый был рассказчиком.

Ковры рассказывали о прошлом и о настоящем этого города. О следах Византии и османской стилистике. О прихотях многих поколений заказчиков, которые оставили след в ковроткачестве, а точнее, в ковротворчестве. А ещё они рассказывали о характерах и даже о настроениях мастеров, чьими руками вытканы. Любое искусство – это, прежде всего, рассказчик.

Меня здесь научили отличать ковёр ручной работы от машинного. Сказать, как?

А вот не скажу. Ладно уж, подскажу: всмотритесь в изнанку.

Если в Vezirhan Handmade Carpets & Kilims вам предлагают, как правило, высококлассные работы (до ширпотреба мастер не опускается) – от небольших до гигантских, то на стамбульском Visiting Grand Bazaar & Shopping можно выбрать и что попроще, подешевле. Тоже будет (на мой непросвещённый взгляд) красиво, но в изнанку лучше не вглядываться.

Я, хоть и декларировал выше свой пожизненный статус нешопера, но прогуляться по базарам, особенно восточным, люблю: тут всегда есть что поснимать – будет красиво, а то и сюжетно. А на продуктовом торжище не помешает прикупить для дома специй, пряностей, орешков.

И всё же зависать здесь не будем: это ведь всего лишь базар! А вокруг, совсем неподалёку наверняка есть немало интересного. Так решили мы с коллегой – и не ошиблись, оставив основную группу и побродив по прилегающим улицам. Обнаружили, например, совсем рядом красивую (и довольно обильно для мусульманского культового учреждения украшенную) мечеть XVII века.

Еле удержались, чтобы не застрять надолго в действующей турецкой бане конца XVI века.

Заглянули на территорию местной медресе.

Правда, особо разгуливать здесь нам не позволила суровая охрана.

Зато в соседнем дворике можно было сколько угодно любоваться его аутентичностью.

И, наконец, мы забрели на кладбище – да, кладбище в самом центре Стамбула. И непростое. Здесь погребены сразу три турецких султана: султан Махмуд II – в 1839 году, султан Абдулазиз – в 1876-м и султан Абдулхамид II – в 1918-м. Ну, и много других весьма уважаемых людей.

Глазами Икара

И всё-таки Стамбул, прежде всего, интересен (мне, по крайней мере) как уникальный образец мультикультурного урбанизма и архитектуры. Восточный по своей сути, исторически, в последние века, этот город оказался – опять же исторически – открытым самым разным западным влияниям: в первую очередь, как раз в архитектуре, в форматах организации городской среды. Здесь, в частности, «наследили» и французы, и итальянцы – есть французский, итальянский кварталы. Так что если вы так же безумно, как я, соскучились по Европе, то вам - да, сюда. Европы тут совсем не мало.

Архитектура такого мультигорода всегда будет неизбежно эклектична. Но в этой эклектике – некая очень дорогая моему сердцу прелесть: выросший в другом мультикультурном городе, я, признаюсь, не очень уютно чувствую себя в мононациональной среде. Даже если это самые распрекрасные страны и города (возможно, оттого, что сам, по природе своей, мультинационален – с  вашего позволения, заражён ощущением «гражданина мира»). А вот там, где всё намешано и переплетено во взаимных «объятиях», – там и есть мой истинный, внутренний дом. Там моя гармония.

Вряд ли я открываю для вас что-то новое: об этом нетипичном турецком городе не рассказывал взахлёб разве что тот, кто никогда тут не бывал. И ведь, поймите, дело-то вовсе не в том, что Стамбул географически поделён на европейскую и азиатскую части. Всё гораздо интереснее: вы можете случайно завернуть за угол с улочки, заполненной европеизированными брендовыми бутиками – и тут же попасть в самую что ни на есть «азиатскую Азию»: с уличной торговлей, с аляпистой стилистикой вывесок, с бесцельно слоняющимися небритыми парнями.

Впрочем, Стамбул, как и на любой другой архитектурно обогащённый мегаполис, надо сначала рассмотреть сверху. Начинать это можно уже за завтраком, из панорамного окна своего отеля.

Много вы найдёте в городе и «просмотровых» ресторанов, расположенных на последних этажах зданий. Но лучше всего обозреть Стамбул всё же с Galata Tower. Подойти к ней не спеша, озираясь по сторонам, по одной из «итальянских» улочек.

Подняться на 6-й этаж на лифте, а последние 3 этажа преодолеть собственноножно – змейкой винтовой лестницы. По пути постоять с видом задумчивого узнавания над подробным макетом города. И, наконец, подняться на самую верхотуру.

Шагнув на открытую всем ветрам круговую веранду, категорически наплевать на дождь. И щёлкать и щёлкать затвором фотокамеры, запечатлевая крыши, мосты, пролив с круизным лайнером, Голубую мечеть. Потом опять крыши, людей и кафешки на них. Повторяясь и меняя ракурс. Притягивая зумом извилистые, то вверх, то вниз текущие проулки.  

А на обратном пути, вынырнув из подсвеченного будто солнечными лучами лестничного водоворота, залипнуть у панно с изображением местного Икара – вполне исторической личности. И на мгновенье увидеть город его, турецкого Икара, глазами.

После чего всё это, высмотренное сверху, пройти ногами. Ну хоть часть!

И по ходу прогулки придумать себе почти романтически сюжет: вот ведь именно эту девушку выкадрировал только что с башни твой зум.

Возможно. Наверняка. Но вряд ли.

Всего несколько слов в защиту глобализма

Что же такое для меня Стамбул?

Стамбул – это стиль. В котором всё переплетено и всё перемешано. Дизайнерские бутики под старинной лепниной фасадов. И всё равно абсолютно турецкий, национальный дизайн изделий этих бутиков.

Это смотрящие друг другу «глаза в глаза» Святая София и Голубая мечеть.

Но тут надо остановиться и признаться: первый из двух этих храмов, в разные эпохи «обращённый» то в христианство, то в ислам, всё же очень соответствует моим внутренним установкам о единстве божественного. Христианские фрески здесь соседствуют с цитатами из Корана. И это как минимум! Покидая стены Айя София, потому как вот-вот должен быть начаться намаз, я незаметно перекрестился.

Во время одной из прогулок по стамбульским улицам и площадям, мы заглянули в музей Pera. Здесь как раз работало несколько экспозиций. Основная посвящена, конечно же, истории города. Смотришь и видишь: он и лет сто назад был таким – немножко Азия, немножко Европа. Вот вам и устойчивое развитие.

Он – как кофе по-турецки: всегда сложный и всегда вкусный.

О кофе здесь, в музее, кстати, отдельные стенды.

И ведь вы же мне сейчас скажете: восточный, дескать, напиток, турецкий – кофе. Но при этом лучше всего (не настаиваю – моё личное мнение) варят кофе в Европе, в Италии. Не говоря уже о том, что происхождения-то  он – простите, эфиопского. А в максимальных товарных количествах выращивают кофейные зёрна… в Южной Америке. Поистине кофейный интернационал! Мне, если честно, по душе такой глобализм. Мир мультикультурен и един. Как Стамбул.

Да и картины в музее  Pera выставлены какие-то «восточно-западные»: если экспозиция «Дипломаты в турецкой живописи» – всё-таки чистый Восток, то уже портреты работы современного художника Османа Хамди Бея – явно не без западных «настроек».

Столь же разностильным выглядит, по мне, и величественный Культурный центр Ататюрка, в котором я вообще-то уже бывал: год с небольшим назад – приезжал тогда в Стамбул как раз на его открытие после реновации. Здесь пышные в восточном (даже немножко советском) стиле концертные залы соседствуют с абсолютно европейской библиотекой и чисто турецким музеем музыки и музыкальных инструментов.

И, наконец, Стамбул для меня – это город вкуснейшей кухни. Еда тут неотвратимо притягивает вас. Любая – даже уличная.

Ну, а рестораны… заходите в любой: вкусно будет везде – «без промаха».

Но, отобедав или отужинав, не забудьте под финиш заказать себе чашечку кофе по-турецки. Она, окутав лёгким, но крепким шармом всё только что поглощённое вами многовкусье, поможет вам в процессе переваривания. Таков вот мультикультурный, глобалистский это напиток – да, простите за навязчивость образа, как сам Стамбул.

Скажете, кофе после ужина отобьёт вам сон? А зачем в Стамбуле спать, если по нему можно погулять ещё и ещё?

Константин Исааков

Фото автора

-0-

КИ

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников