images/2022/Apr2022/03/001.jpg

Франсиско Гойя. Бедствия войны.

04 апреля 2022 17:43:09
«Бедствия войны» (исп. Los Desastres de la Guerra) — серия из 82 гравюр Франсиско Гойи, созданных в период между 1810 и 1820 годами.
Юрий Щегольков

Мы решили опубликовать некоторые гравюры из этой серии в знак протеста против происходящего сегодня на территории Украины. 

Историки искусства рассматривают эту серию как протест против жестокости подавления антифранцузского восстания второго мая, последовавшей за ним войны на Пиренейском полуострове и реакционной политики восстановленной династии Бурбонов.

Испания и Франция - страны соседи Наполеоновское вторжение в Испанию имело цель не присоединение страны к французской империи, а скорее, упрочение общей политики против главного врага тогдашней Франции - Великобритании. На знаменах французских войск были написаны слова о свободе, равенстве и братстве. 

Но именно в Испании Наполеон потерпел свое первое поражение, в итоге приведшее его к краху. 

Лист 3: Со здравым смыслом или без него? (Lo mismo). Мужчина готовится отрубить топором голову солдату.

Во время войны между Наполеоновской империей и Испанией, Гойя занимал должность первого живописца двора и продолжал писать портреты испанских и французских вельмож. Война очень сильно задела его, но он хранил свои чувства в себе. Когда он начал работу над серией, его здоровье ослабло, он почти оглох. Впервые гравюры были опубликованы спустя 35 лет после его смерти. 

«Бедствия войны», под этим названием серия известна в настоящее время. Собственноручно сделанная подпись на альбоме, данном другу, гласила «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос» (исп. Fatales consequencias de la sangrienta guerra en España con Buonaparte, Y otros caprichos enfáticos)

 

Лист 34: За складной нож (Por una navaja). К столбу привязан священник с крестом в руках. На груди — табличка, на которой написано преступление за которое его казнят — ношение ножа.

Не считая подписей к самим гравюрам, это единственные слова Гойи относительно серии. Никогда раньше художники войну так не изображали. До Гойи было принято окружать войну героическим ореолом. Художники изображали войну метафорически, делая акцент на героизме, романтике и военной славе. Гойя же показал катастрофическое действие войны на отдельного человека. Кроме того он отказался от использования цвета в пользу игры света и тени.

 

 

Лист 79: Правда умерла (Murió la Verdad). Заключительная гравюра. На ней изображена лежащая с обнажённой грудью женщина, аллегория Испании Правды, или Испанской Конституции, окружённая молящимися в скорби мужчинами. Справедливость (справа) прячется в Тени.

Гравюры были изготовлены методом глубокой печати. Как и другие гравюры Гойи, их иногда называют офортами, иногда акватинтами. Серию обычно делят на три группы условно по времени создания. Первые 47 изображают отдельные сцены войны и показывают последствия войны на отдельных солдат и граждан. Гравюры с 48 по 64 отражают последствия голода, обрушившегося на Мадрид в 1811—1812 годах. Последние 17 гравюр отражают разочарование либерально настроенной части населения, вызванное политикой Бурбонов — отменой Конституции 1812 года и противодействием реформам.

 

Война

  

Лист 9: Они не хотят (No quieren). Солдат пытается изнасиловать отчаянно сопротивляющуюся молодую женщину и не замечает как сзади подкрадывается старуха с ножом.

 

 

 

 

Лист 10: Эти тоже против (Tampoco). Испанские женщины были частыми жертвами насилия со стороны солдат.

 

 

 

Лист 15: Ничего не поделаешь (Y no hay remedio). Расстрел пленных. Напоминает Третье мая 1808 года в Мадриде

 

 

Лист 18: Хоронить и молчать (Enterrar y callar). Зверства, голод и человеческая деградация как «удивительный цвет ярости».

 

С первого по 47 лист Гойя посвятил реалистичным изображениям ужасов войны. Большая часть изображённых событий происходит после битвы; это изуродованные тела и конечности, развешенные на деревьях. И французские, и испанские войска позволяли себе издеваться над пленниками, многие гравюры содержат детальное изображение подобных бесчеловечных актов. Смерть мирных жителей тоже нашла место в серии.

Часто мирные жители следовали за армиями. Если их соотечественники побеждали, женщины и дети, искали среди убитых и раненых мужей, отцов и сыновей. Если же их сторона проигрывала, то мирные жители бежали в страхе быть убитыми и изнасилованными.

Лист 1: Мрачные предчувствия того, что должно произойти (Tristes presentimientos de lo que ha de acontecer)

Собрание начинается с гравюры «Мрачные предчувствия того, что должно произойти» (Tristes premoniciones de lo que ha de acontecer), на которой изображён коленопреклонённый мужчина с разведёнными руками. На следующих гравюрах изображены битвы с французами, которые, по выражению критика Вивьен Рейнор, «больше похожи на казаков, колющих штыками мирных жителей», а «испанцы изображаются рубящими французов». 

В отличие от большинства ранних испанских художников, Гойя отказывается от идеала геройской гордости. Он отказывается концентрироваться на отдельных участниках. Хотя гравюры и основываются на классических произведениях, они изображают действующих лиц как безымянных жертв, а не как известных героев. Исключение составляет лист номер 7 «Какое мужество!», изображающий Августину Арагонскую, героиню Сарагосы.

Августина Арагонская приносила артиллеристам еду во время осады, унёсшей 54 000 жизней. Когда все артиллеристы были убиты, Августина взяла оборону в свои руки, заряжая и стреляя из пушек. Хотя считается, что Гойя не мог быть свидетелем этого происшествия, Роберт Хьюз считает, что Гойю вдохновил на создание серии визит в Сарагосу во время затишья.

Голод

Лист 52: Они не успели (No llegan a tiempo). Две женщины, одна с ребёнком, теснятся в развалинах дома, чтобы дать место третьей женщине.

 

Лист 59: Что толку от чашки? (De qué sirve una taza?). Две истощённые женщины лежат на земле, одна из них находится при смерти, в то время как третья подаёт умирающей чашку воды.

 

Лист 60: Никто не поможет (No hay quien los socorra). На сколе холма лежат три мёртвые женщины, в стороне их оплакивает одинокая фигура.

 

 

Лист 62: Смертные ложа (Las camas de la muerte). Женщина идёт вдоль многочисленных тел, готовых к погребению.

Вторая группа, с 48 по 64 лист, посвящены голоду, обрушившимся на Мадрид с августа 1811 до освобождения города войсками Веллингтона в августе 1812 года. Голод послужил причиной смерти 20000 человек в том году. В этих офортах Гойя отходит от обобщённых сцен резни в безымянных областях Испании в сторону конкретного кошмара, наблюдавшегося в Мадриде. Голод был вызван целым рядом причин. Одной из них было то, что французские войска, партизаны и бандиты блокировали дороги, ведущие в Мадрид, тем самым затруднив поставки провизии.

Гойя не задаётся вопросом о причинах голода и не винит ни одну из сторон. Его интересует только как голод сказывается на народе. Хотя изображения этой серии основывались на впечатлениях, вынесенных из Мадрида, ни одна гравюра не изображает конкретные события. На гравюрах нет зданий, по которым можно было бы идентифицировать местность. Гойя заостряет внимание на тёмных скоплениях мёртвых и полуживых людей, мужчин, несущих женские трупы, брошенных детях, оплакивающих родителей. Хьюз считает 50-й лист «Несчастная мать!» (Madre infeliz!), самым сильным из серии.

По его мнению, пространство между маленькой девочкой и телом её матери олицетворяет «тьму, представляющую собой суть потери и сиротства». Эта серия листов была предположительно завершена в начале 1814 года.

Бурбоны и духовенство

Лист 70: Не зная пути (No saben el camino). Длинная вереница связанных верёвкой пленных идут по горной местности.

 

Лист 71: Против общественного блага (Contra el bien general). Крылатый демон сидит на скале и пишет в книгу, книгу судеб или книгу зла.

 

Лист 74: Это хуже всего! (Esto es lo peor!). Волк пишет приказы на свитке в окружении коленопреклонных людей и помогающего ему монаха.

 

Лист 76: Плотоядный стервятник (El buitre carnívoro). Толпа людей гонится за хищной птицей.

Листы с 65 по 82 носят название выразительных капричос («caprichos enfáticos»). Они были выполнены в период с 1813 по 1820 и охватывают падение и возвращение к власти Фердинанда VII. Они содержат аллегорические сцены, критикующие послевоенную политику в Испании, включая инквизицию и пытки, распространённый атрибут суда того времени. Безусловно, мир был необходим, но он создал более гнетущую, чем ранее политическую атмосферу. Новый режим положил конец/придушил надежды либералов, к числу которых принадлежал и Гойя. Хьюз назвал эту группу листов «Бедствиями мира».

От редакции: 

Странно писать о путешествиях и туризме в эти дни. Но и публиковать военные репортажи мы сегодня не можем. Мы можем судить о происходящем только из сообщений информационных агентств, писем друзей и знакомых, тех, кто сегодня находится в Украине.

Юрий Щегольков, издатель Вести туризм 

 

 

 

 

 

-0-

 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников