Фершампенуаз – у нас столица, а Париж у нас село!
14 июоя 2020 года. Москва. Вести Туризм. Юрий Щегольков
Пользуясь случаем, 14 июля как-никак, взятие Бастилии, Франция, мы решили продолжить наше, пусть и виртуальное, путешествие по Челябинской области, и побывать в двух местных селах - Париж и Фершампенуаз. (Ранее мы уже писали о селе Чесма, названного так в честь победы русского флота над турецким в знаменитом Чесменском сражении).
Волею судьбы челябинский Париж оказался меньше челябинского Фершампенуаза, хотя в настоящей Франции все как раз наоборот – Фершампенуаз – это крохотный городок по сравнению с гигантским Парижем.
Фер-Шампенуаз сегодня — это маленькая коммуна в регионе Шампань-Арденны (Champagne-Ardenne) и департаменте № 51 Марна (Marne), является административным центром одноименного кантона.
Более того, французский Фер-Шампенуаз – по численности населения почти в два раза меньше российского, хотя и основан почти на полторы тысячи лет раньше.
И уже ничто не напоминает о былых боях на французской земле.
Как вы уже, наверняка, догадались, в Челябинской области село Фершампенуаз появилось благодаря историческому сражению в 1814 году, практически завершившего длительные войны Российской империи с наполеоновской Францией.
Василий Тимм. Сражение при Фершампенуазе в 1814 г. (1839)
После этого сражения Париж – французский – был, в результате так называемого «предательства маршалов», сдан союзным армиям без боя. А Фершампенуаз остался в памяти россиян как место блестящей победы русского оружия.
Б.П.Виллевальде - Сражение при Фершампенуазе.
Б.П.Виллевальде - "Заарканил"
Впрочем, положа руку на сердце – спроси сегодня у подавляющего большинства жителей нашей страны, - хорошо если вспомнят Бородино и Аустерлиц. А финальный аккорд той войны сейчас уже мало кто назовет.
В 1814 году, художник Георг Опиц побывал в Париже. Такое действие он просто пропустить не мог. В столицу Франции входили войска союзников, после разгрома Наполеона. Столица шумела и встречала победителей овациями. И разве можно было, в такой ситуации упустить момент и не запечатлеть наиболее колоритную часть этой армии. Это были казаки. А среди казаков были и казаки-нагайбаки.
В честь победы над Наполеоном под Фершампенуазом была отчеканена медаль, художники, спустя несколько лет, написали картины, посвященные этому сражению. А за Уралом, на территории нынешней Челябинской области возникли Нагайбакские казачьи посёлки Фершампенуаз и Париж.
Фершампенуаз – сегодня село, административный центр Нагайбакского района Челябинской области и Фершампенуазского сельского поселения. Село находиться в 60 км северо-восточнее города Магнитогорск, в 210 км юго-западнее Челябинска.
Живет здесь, по данным переписи, 4,4 тыс. жителей.
Наряду с другими сёлами юга Челябинской области (Лейпциг, Чесма, Берлин, Париж, Порт-Артур, Варна, Бреды, Арсинский, Кассельский, Рымникское…) оно было названо в память побед российской армии (по решению Оренбургского губернатора и департамента военных поселений «о присвоении вновь построенным поселениям названий в честь побед русского оружия») в 1842 году.
Главная туристическая достопримечательность села на сегодняшний день – уникальный музей камня, единственный частный музей такого рода в Челябинской области.
фото - челсити.рф
Музей создал местный энтузиаст и большой любитель камня Александр Матора. Помещение под музей (двухэтажный коттедж) выделила администрация Нагайбакского района.
фото - челсити.рф
Хозяин музея сам может провести экскурсию, в очень увлекательной форме рассказать про каждый экспонат. Будет интересно и взрослым, и детям. Почти все камни были найдены самим Александром Маторой в разных уголках России. И ни один из экспонатов не был куплен.
В саду камней под открытым небом посетители увидят минералы в первозданном виде, в каком они встречаются в природе, а в помещении – мелкие камни и поделки из камней.
Музей работает по предварительной договоренности в любой день. Адрес: ул. Строителей, 7. Телефон музея: 8 (35157) 2-32-00.
Также в Фершампенуазе есть Нагайбакский районный историко-краеведческий музей им. А. М. Маметьева. Он был открыт 6 мая 1985 года в честь 40-летия Победы.
Он расположен в старинном доме, построенном в 1860-х годах отставным офицером Оренбургского казачьего войска Федором Ивановичем Никитиным. В музее 3500 экспонатов, выставленных в трех комнатах общей площадью 90 квадратных метров.
Посетители музея узнают об истории и быте немногочисленного народа нагайбаков. Также есть археологическая коллекция, представлены растительный и животный мир района. Специальный раздел выставки посвящен жизни и творчеству уроженца села оперного певца, народного артиста СССР Леонида Сметанникова.
Работает с понедельника по пятницу с 08:30 до 17:30, суббота и воскресенье – выходной. Адрес: ул. Советская, 43. Телефон: (35157)2-28-53.
Кроме того, в Фершампенуазе есть еще и картинная галерея с домом ремесел. Это учреждение расположено в старом деревянном доме, построенном в 1913 году.
Экспонаты галереи пополнялись главным образом благодаря дарению жителей села. Адрес: ул. Бикимова, 39. Телефон: (35157)2-28-53.
Еще одна достопримечательность села – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 2005 году. Храм построен в византийском стиле.
А Париж в Челябинской области – совсем крохотное село. Здесь живет чуть более одной тысячи человек. Но в городе есть своя Эйфелева башня и прекрасный музей.
Местная Эйфелева башня стоит не просто так. Она связывает Париж со всем миром являясь одновременно мачтой сотовой связи.
Фото Анна Григорьева
Кажется, что здесь можно и закончить короткий рассказ о кусочке Франции в России, если бы…
Если бы не история человека и народа, о которой мне хочется рассказать больше.
Вероятно, вы обратили внимание на странное слово – «Нагайбаки». И, наверное, не очень обычно, когда в двух не самых больших селах есть несколько музеев.
Рассказывает Светлана Белоруссова, этнограф, сотрудник музея «Кунсткамера» (Санкт-Петербург), автор книги "Нагайбаки: динамика этничности", с которой нам удалось пообщаться в процессе подготовки этого материала.
Вести Туризм: Светлана, расскажите – кто такие нагайбаки?
Светлана Белоруссова: Появление нагайбаков связано с колонизационной политикой Российской империи в 1730–1740-х годах, когда в степном поясе Урала велось строительство Оренбургской оборонительной линии и происходило подавление мятежа башкир в 1735–1741 гг. Механизм «острожной колонизации» предполагал укрепление достигнутых рубежей и создание нового слоя «живой границы» в лице казаков или «украинных людей».
Одной из военных баз на Большой Московской дороге стала основанная в 1736 г. Нагайбакская крепость, именно отсюда более 150 лет назад предки современных нагайбаков были переселены с Закамской оборонительной линии на территорию нынешней Челябинской области. Сегодня основная масса нагайбаков проживает в собственно Нагайбакском и Чебаркульском районах.
Народ имеет давние воинские традиции (они были приняты в казачье сословие указом императрицы Анны Иоанновны в 1736 году), уникальную форму тюркского языка, не разбавленного арабизмами, богатую традиционную культуру.
Сегодня нагайбаки являются одним из коренных малочисленных народов Южного Урала (включеный в перечень коренных малочисленных народов РФ в 1993 году), тюркоязычным и православным по вероисповеданию. До сих пор их этничность находится в состоянии движения и преобразования.
Огромную роль в становлении нагайбаков как народа сыграл Алексей Маметьев, который не только добился признания нагайбаков малочисленным народом, но и являлся вдохновителем и создателем целой сети музеев, которые и сегодня работают в местных селах.
Маметьев Алексей Михайлович (15.10.1923 – 9.08.2005)
Алексей Михайлович - участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке. Лауреат Государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства в номинации «Музейное дело». В январе 1942 года он добровольцем ушел на фронт, а в апреле 1942 г. получил направление в 12-ю мотострелковую бригаду в роту разведчиков. Затем служил в штабе 15-й воздушной армии Брянского фронта. Участвовал в освобождении Брянска, Орла, взятии Кенигсберга.
После демобилизации в 1962 г. приехал в Магнитогорск. С 1964 г. – инструктор, помощник 1-го секретаря, заведующий общим отделом Магнитогорского горкома КПСС, с 1977 – секретарь Нагайбакского райкома КПСС. Инициатор создания и первый директор Нагайбакского районного историко-краеведческого музея (1982).
Благодаря настойчивости и активной позиции Алексея Михайловича в 2000 году нагайбаки получили государственный статус малочисленного коренного народа. При участии А.М. Маметьева созданы районная картинная галерея в с. Фершампенуаз, историко-краеведческие музеи в с. Париж и п. Остроленский.
Автор книг об истории Нагайбакского района и нагайбаках («Подвиг нагайбакцев во имя Победы», «Нагайбакский район в годы Великой Отечественной войны», «Нагайбакский район в фактах и цифрах», «Письма и документы периоды великой Отечественной войны»).
Награжден орденами Красной Звезды (1945), Отечественной войны II степени (1985), Почета (1998), медалью «За боевые заслуги», медалями «За безупречную службу» III и II степени и др.
Вести Туризм: Много ли осталось в мире нагайбаков?
Светлана Белоруссова: Я думаю, что сейчас около 9 000 человек. Совсем не много. Но они говорят на своем языке и сохранили свою культуру.
Вести Туризм: Были ли попытки жителей Фершампенуаза и Парижа, других сел связаться с французами?
Светлана Белоруссова: Да, был удивительный проект – «Из Парижа в Париж: путешествие по дорогам предков».
Тур, в котором участвовали 22 жителя Нагайбакского района, продолжался в течение недели в 2012 году. Группа посетила Польшу (Остроленка), Германию (Берлин, Кассель) и Францию (Париж, Фер-Шампенуаз, Арси-сюр-Об).
Нагайбаки заново обозревали и исследовали территории, которые были пройдены их предками 200 лет назад. Они надеялись на теплый прием европейцев, воспринимая одноименные населенные пункты как «почти свои». В ходе тура нагайбаки рассказывали о себе местным жителям — библиотекарям, продавцам, полицейским, пограничникам. Незнание европейских языков не было барьером для общения: иногда нагайбаки активировали свою тюркскую идентичность и пытались найти «общий язык» с мигрантами (главным образом турками), беседуя с ними на нагайбакском языке.
Фото Анна Григорьева
Одетые в национальные наряды нагайбаки вызывали благорасположение и заинтересованность со стороны местных жителей: для них были организованы встречи с заместителем мэра Касселя, а также с мэром Арси-сюр-Об.
Фото Анна Григорьева
Местные жители были более всего заинтригованы тем, что где-то в глубине России есть села с названиями, которые носят их родные города. Кроме того, они хранили память о русских казаках, которые по сей день узнаваемы в Европе. Жители европейских городов распознавали казачью форму и обращались с вопросом «Cosaque?» и просьбой с ними сфотографироваться.
В центре Берлина негодование нагайбаков вызвал иностранец, наряженный в казачью форму для заработка на фотографиях. Нагайбаки пояснили, что «на нем позорная казачья форма, ведь казаки всегда одевались статно и красиво». Свою нагайбакскую культуру они представляли не столько в разговорах, сколько костюмами и народными песнями под гармошку. Они пели в поезде, на железнодорожных станциях, в автобусе и во время прогулок по европейским городам.
Мэр небольшого города Арси-сюр-Об Серж Лардин всерьез заинтересовался приездом нагайбаков. Он сказал, что нагайбаки — первые «русские», приехавшие сюда после царя Александра I, и показал сохранившиеся на фасаде его резиденции повреждения от пуль, долетевших сюда с поля битвы при Арси-сюр-Об в 1814 г. Ремонт фасада не производится ради памяти о той войне. Г-н Лардин был настолько растроган песнями и костюмами нагайбаков, что расцеловал нагайбачек.
Фото Анна Григорьева
Во время поездки нагайбаки старались повсюду демонстрировать свою культуру: пели песни под гармошку на улицах европейских городов, рассказывали о себе прохожим и т. д.
Фото Анна Григорьева
Поездка нагайбаков в какой-то мере напоминала паломничество, поскольку они посетили места боевой славы своих далеких предков-казаков.
Фото Анна Григорьева
Полностью прочитать историю нагайбаков можно здесь. - http://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-376-7
А еще - посмотрите прекрасный фильм!
-0-