Эннио Морриконе. Музыка без кино
6 июля 2020 года. Рим.
Сегодня сложно представить кино без музыки. И не вполне понятно, зачем это нужно.
Ведь хороший саундтрек – это как правильно подобранный актёр на роль, удачный кадр или захватывающий сценарий. Это передача эмоций без слов, преобразование хаотичности и случайности жизни вокруг в ноты, звучащие, на самом деле, во всём, что мы делаем, если прислушаться.
Это гудок телефона, стук клавиш клавиатуры (не только фортепиано, оказывается!), шум ветра, или, из менее очевидного, - чувство тревоги, напряжения, смирения, спокойствия и радости.
У всего есть звук. Вопрос в том, насколько точно мы его можем передать.
Сегодня не стало Эннио Морриконе. Композитора, чья музыка существует не только в контексте фильмов, для которых она была написана; чья музыка, возможно, не всегда даже ассоциируется с её автором.
Именно это, к слову, и отличает Морриконе от других композиторов, вошедших в историю благодаря кино.
Джон Уильямс ("Гарри Поттер", "Звёздные Войны"), Ханс Циммер ("Пираты Карибского Моря", большинство фильмов Кристофера Нолана) - талантливейшие композиторы, чья музыка сразу вызывает у нас ассоциации с картинами, в которых использовались их работы.
И, как будто особняком, стоит музыка Морриконе. Слушая её, мы вспоминаем не конкретный фильм, нет, а, не побоюсь громкости заявления, бóльшую часть истории кинематографа, стиль, картинку, одним словом – архетип.
Помимо того, что работы композитора звучат в почти 400 картинах как XX, так и XXi века, Морриконе подарил звук перекати-полю, напряжённому взгляду Клинта Иствуда, трагедии Жан-Поля Бельмондо, его композиции стали неотъемлемой частью фильмов Серджио Леоне, им восхищался Квентин Тарантино, которому позже посчастливилось работать с композитором. Список именитых деятелей кино, с которыми связана музыка Эннио Морриконе, почти так же огромен, как количество лент, в которых звучат его композиции.
Композитор родом из Италии почти всю жизнь посвятил музыке, и в данном случае, это не фигура речи. Глядя на его биографию, можно проследить долгий путь от 12 лет до последних дней, и везде - музыка. Как для кино, так и просто – ради музыки.
Подытожив, хочется сказать следующее: если удача – это сумма таланта, стараний и счастливого случая, то Эннио Морриконе сделал всё, что от него зависело, чтобы оставалось лишь дождаться того самого случая и не упустить его.
И у него всё получилось.