«Сокровища нации», История как детектив. Часть первая.
«Сокровища нации», 2004 г.
Режиссёр: Джон Тёртлтауб.
В ролях: Николас Кейдж, Дайан Крюгер, Джастин Барта.
Прмч. автр*.: Интересное слово – независимость. Его всегда можно оспорить. Как можно понять, насколько мы свободны? Насколько мы независимы? Где кончается наша, прошу простить моё неравнодушие к украинскому языку, «незалежність»?
Сам себе я отвечаю на него так – ощутить личную свободу можно лишь в сравнении с тем, насколько мы не свободны. Лишаясь чего-то, мы начинаем это больше ценить и прочие общие фразы, которые, к счастью или к сожалению, наполняются большим смыслом с каждой новой историей.
4 июля – день празднования независимости США от Великобритании.
А ещё 4 июля – конкретно сегодняшний день, 4 июля 2020 года, - день, когда вступили в силу принятые поправки в Конституцию РФ.
Что это - начало новой истории или конец старой?
И если конец – то конец чего?
Оставлю этот вопрос открытым. А между тем - вернёмся к кино.
Способность человека видеть больше, чем видно, будь то воображение или интуиция, всегда привлекала читателя, слушателя или – зрителя. Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Эраст Фандорин, бешеная популярность книг Дарьи Донцовой и Татьяны Устиновой, детективные сериалы как на американском, так и на российском телевидении и стриминговых сервисах… И чуть ближе к нашей сегодняшней теме – Индиана Джонс, Роберт Лэнгдон и Бенджамин Франклин Гейтс.
История и сокровища – формула, которую понял ещё 40 лет назад Стивен Спилберг. За ним её отчасти подхватил Дэн Браун (об экранизации его книг мы ещё обязательно поговорим), и в конечном итоге – «Сокровища нации», как точка соприкосновения двух столпов американской культуры, во многом основанной на своей относительно короткой истории и постоянном стремлении к обогащению.
С другой стороны, про кого из нас не скажешь, что мы не жертвы стокгольмского синдрома в заложниках у капитализма?
Однако «Сокровища нации» не концентрируются на сокровищах, как самоцели.
Разве что, создатели фильма из Walt Disney Pictures…
Но это уже совсем другая история.
"Сокровища нации", реж.: Джон Тёртлтауб., 2004 г.
Коротко о сюжете
Бен Гейтс (Николас Кейдж)– учёный из семьи, в которой из поколения в поколение передаётся легенда о спрятанных сокровищах рыцарей-тамплиеров. Из-за своей веры, на протяжении двух с половиной веков семья Гейтсов подвергается насмешкам со стороны научного сообщества. Однако череда событий и найденные зашифрованные подсказки, оставленные отцами-основателями Америки, раз за разом доказывают, что вера не безосновательна, и сокровища всё-таки существуют. А это значит, что в случае их нахождения доброе имя Гейтс будет очищено от многолетних обвинений во лжи.
Проблема заключается лишь в том, что для нахождения сокровищ необходима Декларация Независимости, один из основополагающих документов американской истории, охраняемый почти также хорошо, как британская королева или бутылка вина справа от камина, на самый-крайний-случай.
И, стоит ли обращать внимание на такую сущую мелочь, что за сокровищами охотятся люди, чьи помыслы чуть более корыстны, чем восстановление исторической справедливости, а методы по достижению цели оставляют желать лучшего..?
Закулисье
С одной стороны, проблемой таких фильмов, как «Сокровища нации» можно считать додуманность реальной истории, лёгкое искажение фактов в угоду сюжету и дальнейшее распространение конспирологических теорий абсолютно разного качества.
Но, с другой стороны, именно это делает такие картины интереснее для зрителя.
Нам предлагают реальные факты с лёгким флёром выдумки, из-за чего происходящее на экране кажется близким и доступным, настоящим и осязаемым.
Возможно, именно такие фильмы отчасти подталкивают людей к изучению истории, археологии, культуры, и пускай не все надежды оправдываются, великие открытия происходят не так часто, а белых пятен на глобусе с каждым годом становится всё меньше… История, при должном подходе, - одна из самых интересных и увлекательных книг, которую придумало человечество.
Фильму свойственна самоирония. Абсурдность некоторых фактов высмеивается героями фильма, что также подкупает зрителя.
Несмотря на нейтральные отзывы критиков, фильм получился захватывающим, собрал приличную кассу, в 3,5 раза превышающую затраты, и получил сиквел (о нём мы тоже обязательно поговорим).
Также хочется отметить игру Николаса Кейджа, чья карьера в Голливуде пока оставляет желать лучшего. Сиквел «Сокровищ нации» стал последним громким фильмом, где снялся актёр в главной роли.
Город-декорация
В данном случае, нельзя сказать, что какой-то город был полноценным героем фильма, как это было в материалах по теме ранее.
В картине показан не конкретный город, а разные достопримечательности Америки в целом. «Сокровища нации» - фильм, благодаря которому мы узнаём, что помимо западного побережья и Нью-Йорка есть другая Америка. И она не менее интересна.
Среди таких мест выделяются:
Библиотека Конгресса, Вашингтон, (которая, к слову, также появится в сиквеле картины), одна из самых больших библиотек в мире, где Райли (Джастин Барта) и Бэн выясняют, каким образом можно похитить декларацию независимости из Национального архива, чтобы спасти её от рук преступников;
«Сокровища нации», реж.: Джон Тёртлтауб., 2004 г.
Национальный архив США, Вашингтон, где хранятся основополагающие документы страны, как конституция, билль о правах и непосредственно декларация независимости, вокруг которой крутится сюжет картины. Именно отсюда Бен Гейтс похищает декларацию;
«Сокровища нации», реж.: Джон Тёртлтауб., 2004 г.
и Independence Hall, Филадельфия, изображённая на 100 долларах. Благодаря указанному времени на купюре, герои находят ещё один ключ, необходимый для нахождения сокровищ. К слову, именно в этом здании была подписана декларация независимости.
Автор: Rdsmith4
Вы справедливо можете спросить – неужели это все достопримечательности, которые есть в фильме? Всё настолько скудно в этой далёкой Америке?
Я же отвечу вам словами группы «Уматурман» из саундтрека к фильму «Ночной дозор» -
«Все на просмотр картины второй!», о которой мы обязательно сделаем материал, но уже несколько позже.
Музыка и финальные титры
Если честно, при повторном просмотре картины, для написания моего скромного очерка, всё-таки несколько иначе выглядят некоторые детали. Саундтрек у фильма хороший, местами – приключенческий, местами – излишне патриотичный, но не могу не выделить момент удачного попадания, где герой Николаса Кейджа зачитывает строчки из Декларации о Независимости о том, что, если ты видишь, что можешь поступить правильно и противостоять условному «злу», ты имеешь право и должен это сделать. Всё это происходит под звуки, обычно взывающие к патриотическим чувствам, после чего герой говорит, что всё-таки украдёт декларацию независимости. Таким образом, через комичный и даже почти патриотичный момент в картине аргументируется мотивация для дальнейших действий, которые могут привести к весьма плачевным последствиям.
Но мне кажется, это очень правильная мысль, по большей части связанная даже не с самим фильмом, а с верой в своё дело и желанием достичь заветной цели, будь то сокровище, историческая справедливость или та же независимость.
«Если что-то идёт не так, то те, кто могут действовать, должны действовать».
Продолжение следует.
*авторский стиль