Бюджетный отдых во Вьетнаме: к чему быть готовым
В разгар осени, когда бархатный сезон на севере Вьетнама уже практически завершен, случилось мне провести почти неделю в курортном городе Халонг, что примерно в двух часах езды от Ханоя.
Туризм без наследства
Причём именно что вот так случилось. Специально не планировал. На майской презентации авиакомпании Vietnam Airlines (как впоследствии оказалось, компании хорошей, с качественным сервисом) выиграл я бесплатный перелёт по маршруту Москва – Ханой – Москва. Ну, и дальше закрутилось: «ИИ, подбери отель, трансфер, подскажи, что посмотреть»... Дни в начале ноября выдались пасмурные, совсем отнюдь не пляжные. И было достаточно времени, чтобы, не отвлекаясь на морские удовольствия, просто повпечатляться Вьетнамом. Знал я об этой стране к тому моменту (помимо исторических и политических реалий), лишь то, что это территория туризма эконом-класса, пытающаяся соперничать за российских отпускников с соседним Таиландом.
А ещё, подяснили коллеги из туризма, что вьетнамский Север – это не вьетнамский Юг. Южный Вьетнам с его популярными курортами Нячангом, Фанрангом, Фантьетом, Фукуоком, Муйне получил когда-то весьма неплохое капиталистическое наследство – обустроенное побережье, развитую отельную сеть и традиции подстраиваться под гастрономические вкусы американских и европейских гостей. А некогда вьетконговский, социалистический Север создавал туризм, центром которого стал приморский, а точнее, призаливный Халонг, создавал туризм почти с нуля.
К проблеме подошли просто и даже незатейливо: построили в небольшом Халонге даже не десятки, а сотни отелей ну очень разного качества. Достаточно ли этого? Вопрос, как мы с вами понимаем, риторический и порождающий множество подвопросов для тех, кто приезжает сюда. И актуальны эти подвопросы по сей день. На себе ощутил.
Где поселиться?
Тому, кто запланировал свой отпуск в Халонге, предлагаю пройти, читая этот текст, по моим вопросам – то бишь следам. Да, во Вьетнаме в целом дёшево. А на Севере Вьетнама ещё и дешевле, чем на Юге. И долететь в Ханой можно недорого (я-то летел Vietnam Airlines, но вы легко найдёте и перевозчика с ценами поскромнее).
Начнём, конечно же, с жилья. Отелей в Халонге – без преувеличения – тьма. Идёшь себе по улице (совсем не обязательно туристической – по любой!), и буквально через дом – вывеска Hotel такой-то. Большинство из них внешне смотрятся, я бы сказал, вычурно и даже пафосно: роскошь здесь понимают как обилие бетонных завитушек, украшающих фасады – словом, «дорого-богато». Не факт, что внутри этих строений всё так же «изысканно» – не было у меня повода заглянуть и проверить. Примерно столько же и спа-салонов.
Озадачивало, впрочем, не это, а нечто более практическое: как – пусть даже в самый разгар сезона – хозяева всех этих бесчисленных отелей, отельчиков, отелищ ухитряются их хотя бы частично заполнять? О подавляющем большинстве этих средств размещения нет упоминания в интернете... ну, разве что в местном (не проверял за ненадобностью). Когда мы выбирали наш отель с помощью ИИ в Букинге, то предложений там нашли даже не в десятки, а в сотни раз меньше. Словом, несколько.
В результате, с отелем нам повезло. Hyatt Place 4,5*, представляющий известную сеть, открылся здесь только в апреле. А потому предлагал (до сих пор, кстати, обратите внимание, предлагает – вплоть до конца 2025 года) весьма доступные цены: меньше €400 за 6 ночей.
Отель не просто новый, он ещё и очень современный, стильный. Номер размеров небольших, но с практически пятиспальной кроватью и отличным видом на море с балкона.
Да, это не самый центр, но ведь цены на такси в этих местах – просто «копеечные».
То, что отель недавно сдан, должно гарантировать пристальный сетевой контроль за качеством сервиса. И это так и было: персонал вышколен, улыбчив, предупредителен. Hyatt есть Hyatt. По крайней мере – в ноябре 2025-го. Что будет через год-другой, предсказать не берусь. Хотя завтраки тут – так себе: выбор скуден и однообразен. Но до чего же услужливы, улыбчивы и, не побоюсь этого слова, нежны с вами официантки. Но… мы не придиры! Не завтраками едиными оцениваем мы наш отпуск.
Есть ещё обеды и ужины. Но тут мы переходим к другому вопросу.
Что поесть?
В первый же день поездки я, ничтоже сумняшеся, решил отобедать там, где едят местные. Знаете, наверное, есть такой туристический стереотип: где едят местные, там вкуснее всего. В Италии или в Испании это срабатывает. Даже в больших китайских городах. А вот во Вьетнаме – увы. Во-первых, в таких местах, как правило, грязно. Во-вторых и в-третьих тоже (проверяя себя, я заглядывал и в другие подобные места поедания пищи – подтверждается). А ко всему и невкусно. Поверьте, нет у меня какого-то негативизма по отношению к вьетнамской кухне. Все эти многообразные «Фо Бо с вариациями» ел и не раз. И даже с удовольствием порой. Но… как бы вам это деликатно объяснить… если бы вот так же готовили вьетнамцы в московском фудкорте рядом с моим домом, они живо бы прогорели. Но те, как видно, понимают: морепродукты нельзя варить слишком долго – их потом не прожуёшь. Да и мясные наполнители не должны быть пережаренными, пересушенными. А бульону хорошо бы придать какую-никакую наваристость – пусть даже с помощью пищевых добавок. Но чтобы было вкусно.
А тут всё абы как. Выглядит вроде симпатично, но жёстко, невкусно. Готовил, словом, не гурман. Да, дёшево. По тротуарам улиц, где находятся такие заведения, не пройти: они узкие и заставленные автомобилями и мотоциклами, завалены кучками мусора. Словом, лучше обходить эти улицы и переулочки стороной.
Впрочем, однажды мы решили пообедать в ресторане нашего отеля, понимая, что обойдётся нам здесь тот же вьетнамский супчик раза в три, а то и в четыре дороже. Так и получилось – по части цены. Только вот рыба в супной тарелке плавала не просто жареная, как было записано в меню (это был вариант Фо Бо с жареной рыбой), а пережаренная, да и морепродукты привычно не жевались.
Но высочайшее «мастерство» в том, как испортить еду, ждало нас в уютной кафешке рядом с парком развлечений Sun World в Халонге. Заказал я там осьминожек на гриле. Принесли блюдо с «игрушечными» малышами-октопусами. И на вкус напоминавшими игрушку – резиновую. Ту, которую азартно грызут младенцы, когда у них зубки прорезается.
Лишь дважды повезло мне за эти дни получить удовольствие от еды. В первом случае это был ужин в индийском ресторане. Ну, кухня совсем другая, вы же понимаете. Повар-индус, правда, одной рукой вытирал тряпкой стол, а другой приносил тарелку с бараниной. Но баранину испортить – это ведь надо очень постараться.
Второй удачей был ужин в самый последний вечер накануне отъезда. Самое обидное, что ресторанчик этот нашли мы совсем недалеко от нашего отеля, на пути к морю. Но в последний день. Хороший ресторанчик. И меню вроде традиционное, но при этом салатик несложный «овощи + креветки» оказался сочным и вкусно заправленным, а морепродукты на гриле были съедены без излишнего напряжения челюстей и без последующего мучительного переваривания. И пиво неплохо - кстати, местное.
В качестве лайфхака подскажу: владелец ресторанчика, как оказалось, экспат из Южной Кореи, а обслуживал нас – расторопно и красиво – его сын. Ничего впрямую не советую, но, подыскивая место, где поесть, обращайте внимание на то, кто тут хозяин.
Вынужден всё же констатировать: у самих северовьетнамцев до сих пор, по прошествии многих послевоенных десятилетий не сформировалась культура гастрономии. Национальная кухня, кто спорит, есть. А вот с поварской культурой дело похуже. Пора, что и говорить, отвыкать от традиции провинциального социалистического общепита. Учиться надо. Да хоть в своей же стране, на юге. Сам там не был, но, говорят, в южных курортах кормят повкуснее. Хотя морепродукты тут примерно те же, что и на юге. Да и пейзаж "под ужин" вполне моно выбрать.
Помните! Туристы (а их здесь ждут) любят вкусно поесть. А невкусно – не любят.
Как общаться?
Я не о поисках курортного романчика или даже просто весёлой компании. С этим, думаю, в разгар сезона нет в Холонге проблем. А уж если притязания ваши не выходят за пределы чистой физиологии, то предложение такого рода здесь, похоже, заметно превышает спрос. Ко мне не раз вечером подкатывали сомнительного вида личности с весьма недвусмысленными предложениями. «Массаж?» – подмигивали мне они, сопровождая сие многозначное слово весьма определенным жестом. А я искал-то всего лишь рюмочку шота где-нибудь пропустить. Тоже, знаете ли, проблема – разыскать обычный бар в Халонге. Всё вокруг высокоморально: либо кофейня, либо кафе-мороженое. На «массаж», однако, местная мораль не распространяется.
Но я сейчас о другом общении – на бытовом, отельно-ресторанно-кофейно-парковом общении с местным населением. В нём нуждается практически каждый турист. Английский язык абсолютно неведом подавляющему большинству работников здешней сферы сервиса. Смотрит на тебя такой милый, улыбчивый юноша своим преданными глазами – и протягивает меню с загадочными для нас символами.
Английскими строчками меленько дублируется меню только в самых дорогих заведениях. Там же можно радостно встретить англоговорящего официанта – и просто хочется его затискать в объятиях. Нормально говорил по-английски и персонал нашего брендового отеля – сюда других не берут. А вот таксисты – никогда, ни за что, ни слова. Покупайте местную симку, скачивайте местное приложение – там и заказывайте. Но не пытайтесь объясниться с водителем напрямую.
Кстати, о транспорте: аккуратно переходите дорогу! Пешеходов здесь не принято пропускать. Автомобилисты и байкеры носятся быстрее ветра. Впрочем, для Индокитая это типично.
... Пляжный сезон был позади, а потому главным развлечением в Халонге оставался Sun World парк. Есть в нём стандартный набор аттракционов, есть и канатная дорога на горку, где красуется главная достопримечательность города – колесо обозрения, которое вы увидите в любой рекламе Халонга.
Нам тут «повезло»: мы оказались в одной длиннющей очереди к колесу с гигантской профсоюзной китайской тургруппой. Силы были не равны. Их было человек 500! И вот уж у кого точно не возникало проблем с общением: его хватало общения – громкого, эмоционального – внутри группы! Никакой иной речи, кроме оживлённой китайской, слышно не было. Зато посмотрели на город сверху.
Там, наверху, кстати, много занятных аттракционов.
В Музее национальных искусств, правда, за отдельную плату. И толпы китайских "профсоюзных" туристов нет - за деньги же.
Ну и на ещё одну "смотровую площадку" подняться можете своими ножками. Почему заковычиваю, скоро поймёте. Уже дорога сюда (минут 30-40, если не бежать в горку) впечатлит своим разнообразием.


А это собственно и сама "смотровая"... с местным, азиатским бурьяном и с покосившиейся ржавой вышкой.
Зато вот такие пейзажи можно обозреть.
Ну что вам сказать? Северный Вьетнам по природным красотам и природным же ресурсам, наверное, не уступает Вьетнаму Южному. Но вот с обустройством здесь, мягко скажем, не ахти.
Да, конечно, все эти эпизодические «карашо» и «привет» слышать от вьетнамских братьев приятно и забавно. Но это такая редкость! Тех, кто учился в России и выучил русский, я что-то ни разу в этих курортных местах не встретил – возможно, они осели в таких фудкортах, как тот, что рядом с моим домом.
Не будем мечтателями: меню на русском языке и русскоговорящие гиды появятся в этих краях очень нескоро. Но как без английского-то? Продвигать международный туризм на территории, где основной международный язык – редкость, дело, согласитесь, весьма сомнительное.
Кому-то может показаться, что провёл я эти дни в Халонге в каком-то негативном настрое. Поверьте, нет! Более того, сами вьетнамцы мне показались очень симпатичными. Они добродушны и услужливы, а это, как вы понимаете, для курорта – вери гуд! Они могут вынести тебе гитару и поставить стульчик у порога свой мастерской и с умилением слушать, как ты подбираешь незнакомую им мелодию. Кто-то может на ломаном-переломанном английском увлечённо рассказывать мне, случайному посетителю, что его приятель, закончив в советские времена Военно-морское училище в Ленинграде, привез оттуда «вот такие погоны».
Но... мало что умеют. И в туризме здесь заняты, в основном, люди с невысокой социальной культурой. Других кадров пока нет.
С этого надо начинать – с людей. Готовить. Воспитывать. Учить.
И привыкать к уборке мусора с улиц.
А уже потом продвигать.
Константин Исааков
Ольга Ключко (фото)
-0-