images/2020/August2020/30/shtirlizosn.jpg

17 мгновений весны

30 августа 2020 18:29:17
Рубрика о кино и путешествиях возвращается после короткого перерыва - с одним из ключевых сериалов советского наследия. Андрей Щегольков - о мгновениях.
Вести Туризм

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г.

Прмч. автр.: Закадровый голос повествует: Штирлиц ещё никогда не был так близок к провалу. Закадровый голос повествует - а ты слушаешь. И, если уж говорить о кино серьёзно, то закадровый голос - это моветон, и за его использование сегодня киноделов бьют по рукам - потому что плохо, потому что нельзя. Но в любом правиле бывает исключение - и это одно из них. Закадровый голос повествует - и ты слушаешь.

Как комментарий к жизни, дежурный анекдот (иногда - даже грустный), разобранный на цитаты сериал "17 мгновений весны" - уникальное произведение о советском разведчике во вражеском тылу, снятое в разных городах Советского союза и восточной Европы. О местах съёмок, людях, времени и ощущениях, с вашего позволения, - несколько абзацев от автора. 

Конечно, сегодня этот сериал смотрится совсем иначе, нежели раньше, и выйди он сегодня на современных стриминговых платформах - будь то кинопоиск, нетфликс или ещё какая,  сериал вряд ли бы сыскал такой же бурный успех, как на время выход первых серий. 

Однако дело здесь, как мне кажется, вовсе не в качестве сериала, а в том, как изменилась жизнь вокруг - мы (я) из поколения, которое не знало войны, для которого все ужасы того времени - хроника, история, какая-то жуткая гипербола на зло вокруг. Вероятно, нам сложно себя проассоциировать с героями, тем более, что большинство из них - фашисты, которые, к слову, в сериале получились более человечными, чем я ожидал.

Важным также мне кажется вопрос темпа - сериал идёт медленно, и в современном мире зачастую не хватает времени, концентрации, внимания на такие произведения без постоянных вспышек эмоций или спец-эффектов, как "17 мгновений весны" .

А я нашёл. И не пожалел об этом.

Коротко о сюжете

Штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц - работающий под прикрытием советский разведчик Максим Исаев, долгие годы пытающийся не дать Германии выиграть в войне, ведущий борьбу со своим врагом в тылу противника, на уровне высших чинов государства, доживающего свои последние мгновения весной 1945 года. Однажды Отто фон Штирлиц узнаёт от начальства из Москвы, что некто близкий к фюреру, высокий чиновник из немецкого правительства, хочет тайно заключить мир с западом, поскольку уже внутри самой Германии люди из правительства понимают - диктатору осталось править недолго. Штирлицу поручено узнать, кто преследует такие интересы в рейхе. Выполнение этого задания запускает все события в фильме: детектив, любовь во время войны и борьба - борьба далеко не двух идеологий или правителей, а людей с самими собой - снаружи и внутри.

Закулисье

Сериал основан на 3-ей книге из серии детективных романов о советских разведчиках авторства Юлиана Семёнова. В дальнейшем, писатель выступил сценаристом экранизации своей книги.

Но не одним сценарием богаты. Конечно, важным было, в первую очередь подобрать актёров, которые соответствовали бы представлению авторов и зрителей образам немецких, советских и американских граждан того времени. Среди актёров, занявших, однако, далеко не главные роли, можно встретить таких известных деятелей советского и в последствии российского кинематографа, как Валентин Гафт - актёр сыграл в сериале американского чиновника, или, например, Олег Табаков - известный всем, как кот Матроскин, король из фильмов про Д'Артаньяна и трёх мушкетёров, и неожиданно - глава внешней разведки Германии в "17 мгновениях весны".

И, разумеется, сам Штирлиц - сыгранный советским и российским актёром Вячеславом Тихоновым, который почти без эмоций на лице мог изобразить, когда нужно - задумчивость, когда надо- спокойствие, когда стоит - сдержанную улыбку на шутку коллеги, и когда необходимо - остановившуюся в мгновении печаль - лишь одним взглядом поговорив с женой впервые за несколько лет.

Город декорация

Для создателей было важно передать дух европейских Берлина и Берна, в целом - Европы, и при этом - уложиться в доступные средства, что и послужило причиной снимать Германию и Швейцарию- в Ленинграде, Риге, Берлине, а некоторые кадры - даже в Грузии.

Таким образом, например, в январе 1972 года произошли съёмки в Тбилиси. Городской зоопарк послужил местом съёмок сцены, где профессор Плейшнер смотрит на животных в Бернском зверинце. 

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г.  

В Грузии также снимались и заснеженные вершины Швейцарии, откуда пастор Шлаг перебирался через Баварские Альпы.

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г. 

Однако, основным местом съёмок, конечно, была Латвия, Рига. Известной благодаря, в том числе, сериалу стала улица Яуниела в Риге. Что интересно - помимо Цветочной улицы, где трагически погиб по сюжету сериала вышеупомянутый профессор, эта улица также послужила Бейкер-стрит для сериала о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона с Василием Ливановым и Виталием Соломиным.

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г. 

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г. 

Также в Риге, у знаменитого "Дома с Кошками" снималась встреча Штирлица с Борманом, исполненным известным автором песен, поэтом и исполнителем Юрием Визбором.

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г.  

А вот, например, ресторан "Элефант" - место, которое было снято непосредственно в Берлине. Настоящее название заведения - "Zur Letzten Instanz". Именно в этом кафе Штирлиц играл в шахматы с Фрау Заурих и часто проводил время. Что интересно - сцена встречи с женой, сыгранной Элеонорой Шашковой, была снята уже в Московских павильонах киностудии Горького, хотя в сериале сцена подавалась, как происходившая в ресторане.

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г. 

Дом самого Штирлица, по сценарию фильма находившийся в пригороде Постдама, на самом же деле также снимался в Берлине, в районе Панков.

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г.  

Музыка и финальные титры 

Что меня поразило лично - возможно, потому что я люблю художественные совпадения, законы композиции и прочее, так это образ улетающих птиц, основной саундтрек к сериалу, исполненный Иосифом Кобзоном на стихи Роберта Рождественского и музыку Микаэля Таривердиева (один этот скромный список причастных уже говорит о многом), и личное отношение Штирлица ко времени. На протяжении всего сериала лейтмотивом идёт постоянная бдительность разведчика по отношению к минутам, часам. Для шпиона важно помнить и знать, что и когда он делал. При этом, как в начале, так и в конце сериала, Штирлиц смотрит на небо - и видит в нём птиц, свободно улетающих - что можно интерпретировать, как потаённое желание советского разведчика Максима Исаева вернуться домой и бросить эту псевдо-жизнь ради настоящей, но в итоге всё-таки остаться - чтобы доделать свою работу до конца. От осознания всех условий, контекста, глядя на лицо Штирлица, сразу другими кажутся нам те мгновения, которые он переживает. Те мгновения, которые он мог бы пережить, но пока - к сожалению, никак. Те мгновения, которые. Те мгновения. Мгновения. Мгновения.

"17 мгновений весны", реж.: Татьяна Лиознова, 1973г. 

-0-

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2025 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников