
Зулкифли Бин Мохамед: «Путешествие в Малайзию – это всегда комбинация самых разных впечатлений и открытий»
И вновь Гостиный двор. И ежегодная международная выставка DiveShow 2025. Стенд Малайзии, у которого, как и год назад, мы беседуем с Зулкифли Бин Мохамедом, директором российского офиса Tourism Malaysia.
Вести Туризм. Предлагаю начать с самой главной за прошедший год новости в туризме Малайзии.
Зулкифли Бин Мохамед (смеётся). Очень тяжелый вопрос. Потому что хороших новостей в малайзийском туризме много. Но мы на DiveShow. Поэтому начнём с дайвинга.

Малайзия была признана лучшим направлением для дайвинга в 2025 году в ряде номинаций по версии авторитетного международного журнала Scuba Diving Magazine. Это и первое место для дайверов-новичков и по доступным ценам. Плюс второе место – как территория для любителей сноркелинга и прибрежных погружений. Наша страна также вошла в топ-5 этого рейтинга в макросъемке под водой. Плюс победа в пользовательском голосовании читателей этого популярного журнала.

ВТ. Малайзия – это больше серьезные, глубокие погружения или сноркелинг?
Зулкифли Бин Мохамед. В наших дайв-центрах есть все условия и для того, и для другого. Инфраструктура к этому приспособлена, природные возможности позволяют. На том же острове Сипадан, например, где недавно открыты новые дайвспоты, может погружаться и наполняться ярчайшими впечатлениями человек с любым уровнем подготовки.


Кстати, за последний год активно расширялись очень многие дайвспоты по всей стране, и, замечу, их хозяева нередко держат это в секрете какое-то время – чтобы конкуренты не прознали. А информация о новинках часто передаётся из уст в уста, от дайвера к дайверу.
ВТ. Можно ли подсчитать количество дайверов, ежегодно посещающих Малайзию? Есть такая статистика?
Зулкифли Бин Мохамед. В реальности её не существует и не может существовать. Есть тысячи и тысячи туристов, которые приезжают на тот же Сипадан или в штат Сабах для погружений, но не только. Только один Сипадан принял 35 тысяч посетителей в 2023 году. В общем объёме туристических сервисов, которыми они пользуются, дайвинг – лишь часть продаж. В целом, это просто туристы. Да, многие из них прилетают, имея целью, в первую очередь, дайвинг. Но перед погружениями им нужно какое-то время на акклиматизацию, поэтому они берут, скажем, туры в джунгли, к историческим достопримечательностям, по большим городам. Путешествие в Малайзию – это всегда сложная, увлекательная комбинация самых разных впечатлений и открытий.

ВТ. Тогда, наверное, нам с вами сейчас будет логично перейти к общей ситуации с продвижением Малайзии на российском рынке. Что показал 2024 год?
Зулкифли Бин Мохамед. Стоит отметить, что с 2024 года мы перешли на новую систему подсчета посетителей, которой уже давно пользуются другие страны. Теперь считаются помимо классических туристов, и те, кто приехал на меньше, чем сутки с целью экскурсии. Это было верным решением, так как Малайзия часто комбинируется с другими странами, и будет неправильно не учитывать тех туристов, которые проявили интерес к Малайзии и посетили ее даже в рамках путешествия в другую страну.
В прошлом году из России в нашу страну прибыли 130 998 туристов. В сравнении с 2023 годом прирост не велик: только 1,1%. Динамика не особо впечатляющая по одной простой причине: нет прямого перелёта. Впрочем, если сравнить с 2019 годом, то это выглядит несколько иначе: плюс 41,4%.

ВТ. Но в целом российский турпоток в Малайзию пока не на лидирующих позициях?
Зулкифли Бин Мохамед. Смотря с кем сравнивать. С нашими соседями – Сингапуром, Индонезией, Китаем – было бы некорректно. А вот в рейтинге европейских стран Россия — на четвертой позиции.
И география посещений Малайзии россиянами за год заметно расширилось: мы встречаем ваших соотечественников не только в Куала-Лумпуре или Лангкави или в Сипадане, но и Пенанге, Сабахе, Мелаке и Джохоре.

Запуск прямого рейса, конечно же, заметно увеличил бы турпоток. При этом особенно важно, чтобы и Россия заинтересовала малазийцев, и они бы сюда почаще приезжали – как туристы или по бизнесу. Тогда регулярные прямые рейсы были бы полноценно загружены в обе стороны.
Переговоры ведутся на самых высоких уровнях. Обе стороны, Малайзия и Россия, заинтересованы в запуске прямого авиасообщения, так как это выгодное сотрудничество не только в сфере туризма. Есть ряд факторов, которые нужно учесть перед запуском, этому сейчас уделяется особое внимание.
ВТ. Кого из ваших соседей сегодня можно назвать основным конкурентом Малайзии в борьбе за российского туриста?
Зулкифли Бин Мохамед. Называть наших соседей конкурентами не совсем корректно, так как это, в первую очередь, наши партнеры и друзья. Все страны ЮВА стараются над одной общей целью, и мы активно сотрудничаем.
Что касается лидера по российскому турпотоку – это, конечно, Таиланд. Эта страна на расстоянии «улыбки» от нас, и такое же безвизовое направление, как и мы, поэтому россияне очень любят совмещать две страны в одной поездке.
Второй лидер – Индонезия. С запуском прямых рейсов турпоток туда сравнительно вырос, кстати, тем не менее, разрыв между нами не слишком велик. Вьетнам тоже пользуется хорошим спросом у россиян, а также и Сингапур. Тем не менее, Сингапур более «комбинированное» направление, так как предлагает отличные транзитные условия.
ВТ. Чем ещё, помимо дайвинга, Малайзия может привлечь россиян?
Зулкифли Бин Мохамед. Интересны наши современные, комфортабельные, технически продвинутые города. Всё популярнее экотуризм: в 2025 году начинаем на нём максимально фокусироваться, продвигая его не только в России, но и в целом в мире. Пляжи, природный туризм – тоже наши козыри. Следующий год будет годом Устойчивого туризма Visit Malaysia 2026, и мы уже сейчас начинаем делать ставку на ответственный и экологический туризм.


Ну, и, конечно же, памятники, посещения исторических мест, в том числе и тех, что охраняются ЮНЕСКО. В Малайзии 13 штатов, и каждый, замечу, уникален по-своему.
ВТ. Наверняка отдельная тема – гастрономия. Чем удивите?
Зулкифли Бин Мохамед. Например, малайзийским завтраком, недавно включённым ЮНЕСКО в нематериальное культурное наследие. Это часть малазийской культуры, быта, повседневности. В центре малазийского завтрака – чай Те Тарик. Это чай с молоком, но со своим, необычным способом приготовления: его переливают из кружки в кружку, поднимая высоко одну над другой. К чаю подаются лепёшка Роти Канай и Наси Леман – сваренный на кокосовом молоке рис с курицей, анчоусами, огурцами, яйцом, который сопровождается острым соусом. Очень сытный, плотный завтрак. С него мы начинаем (дома или в ресторане) в 6 утра каждый день – перед тем, как отправиться в офис.
В Малайзии вообще-то культ еды: здесь едят 24 часа в сутки. Люди встречаются – и первые их слова: «Пойдем покушаем». Или: «А что ты сегодня будешь кушать?» Ты приходишь в чей-то офис по делам, и тебя в первую же минуту обязательно спросят: «А вы уже покушали?»
ВТ. Начался 2025 год. Расскажите о планах на него по продвижению Малайзии в России. Какие интересные мероприятия намечаете?
Зулкифли Бин Мохамед. Продолжим нашу повседневную работу с туроператорами, подготовку к году Visit Malaysia 2026. Будем участвовать и в туристических выставках B2С – таких, например, как Форум «Путешествуй!» на ВДНХ, войдем в экосистему Яндекса.

ВТ. Ожидаются ли важные официальные визиты из Малайзии в Россию?
Зулкифли Бин Мохамед. Готовимся к приезду в июне министра туризма Малайзии. Хотим приурочить к этому роуд-шоу с представителями малазийских принимающих компаний и отелей. Оно, скорее всего, пройдёт в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Беседовал Константин Исааков
-0-