Зулкифли Бин Мохамед: «Дайвинг в Малайзии – традиция, важная часть экономики, яркие впечатления для туриста»
На недавно завершившейся в Гостином дворе в Москве Moscow Dive Show 2024 наш корреспондент побеседовал с Зулкифли Бин Мохамедом, заместителем директора московского офиса по туризму Малайзии, о местах дайвинга в туристических программах этой страны и о перспективах продвижения Малайзии на российском туристическом рынке.
«Вести Туризм». Расскажите о традициях дайвинга в Малайзии. Как давно появились здесь первые дайв-центры?
Зулкифли Бин Мохамед. Серьёзный импульс к своему развитию дайвинг получил в Малайзии с начала 80-х годов прошлого века. И у колыбели дайв-индустрии – как в нашей стране, так и в немалой мере во всём мире – стоял наш соотечественник Климент Ли, легенда дайвинга (он, кстати, прилетал в Москву на Moscow Dive Show 2017 – прим. «ВТ»). По сути, он был среди первых, кто создал данный сегмент в Малайзии, а именно на территории штата Сабах. До Климента Ли, которого по сей день считают главным амбассадором дайвинга в туристической отрасли, движение дайверов не было организовано, погружения осуществлялись эпизодически – силами отдельных энтузиастов. Словом, именно Климент Ли – консультант номер один в мировом дайвинге: он создал этот сегмент туротрасли в Малайзии.
«ВТ». Существовала ли до этого в Малайзии среди местного населения историческая традиция погружений? Если да, то с какими целями?
Зулкифли Бин Мохамед. Конечно. Это у нас давняя традиция и даже важная часть экономики. Местные жители ловят в глубинах редких рыб и сдают их в рестораны. Кто-то из них собирает моллюсков. Есть и ловцы жемчуга. Люди, словом, этим живут, кормят семью.
«ВТ». Что важнее для экономики вашей страны – дайвинг как промысел или дайв-центры для туристов?
Зулкифли Бин Мохамед. И то, и другое. Дары океана поддерживают жизнь многих семей в самом непосредственном смысле. Но ведь и иностранный туризм – это огромное количество рабочих мест: инструкторы, обслуживающий персонал, люди, работающие в отелях, где поселяются туристы, или в ресторанах – тех самых, куда доставляется улов. То есть повседневная жизнь со всем этим связана постоянно. Это целая индустрия – индустрия: на подводном плавании с аквалангом создает жизнеобеспечение для множества людей и экономика Малайзии в целом.
«ВТ». То есть дайвинг – это, в первую очередь, бизнес? Но ведь это ещё и спорт, развлечение для гостей вашей страны? Кстати, уточните: к вам с этими целями приезжает, в основном, молодёжь?
Зулкифли Бин Мохамед. Дайвингом увлекаются люди самого разного возраста, причем не только туристы из-за рубежа, но и жители самой Малайзии. Даже я очень люблю дайвинг, среди моих любимых мест погружения – остров Тиоман. Так что дайвингом в Малайзии занимаются люди всех возрастов.
«ВТ». В каких частях Малайзии, главным образом, располагаются наиболее популярные дайв-центры, в каких именно курортных зонах?
Зулкифли Бин Мохамед. На полуострове Малакка – Западной Малайзии (Малайе) самым известными островами для дайвинга являются: Тиоман, Перхентиан, Тенгол, Ланг-Тенга и Реданг. В штате Сабах, это, конечно, Сипадан, Лаянг-Лаянг и Ланкаян. Перечислять, на самом деле, можно бесконечно. Очень много супер-интересных мест для дайвинга на мелких островах: они довольно долго были закрытыми, а потому здесь хорошо сохранилась экофлора.
От себя могу посоветовать следующие курорты: The Taaras Beach & Spa Resort и Tenggol Island Beach Resort на острове Реданг, Lankayan Island Dive Resort на одноименном острове в Сабахе, Rawa Island Resort на острове Рава, штата Джохор.
Больше всего их на полуострове Малакка – в Западной Малайзии (Малайе). Центрами дайвинга считаются Сабах и Саравак в северной и восточной частях острова Борнео, на берегу Южно-Китайского моря. В этих краях дайверы любят также посещать зоны отдыха Лаянг-Лаянг, Тиоман, Вернентиян, известный курорт Лангкави. Очень много супер-интересных мест для дайвинга на мелких островах: они довольно долго были закрытыми, а потому здесь хорошо сохранилась экофлора.
Отдельно хочу сказать о Тиомане. Этот остров находится между штатом Паханг (север полуострова Малакка) и Джохором. Добираться до него надо 4-5 часов, но оно того стоит. Здесь невероятно красиво! Вы прибываете в небольшую деревню и практически беспрерывно испытываете визуальное наслаждение – и тем, что на берегу, и тем, что под водой. В этих краях в любое время года очень много дайверов. Потому что те, кто побывал здесь хоть раз, всегда сюда возвращаются – снова и снова.
«ВТ». В Лангкави тоже много дайв-центров? Помнится, несколько лет назад я провёл там очень увлекательные 6 часов – это была стоянка в ходе круиза Silversea из Маската в Сингапур (я представлял на борту круизного лайнера российскую прессу).
Зулкифли Бин Мохамед. В Лангкави есть несколько очень качественных дайв-центров. Особенно любят туристы погружения в здешнем Морском парке Пулау Паяр. Ну, и вокруг Лангкави очень много волшебной красоты островов с уникальным подводным миром. Если дайвер – ещё и в душе дизайнер, который ищет что-то «вау», то ему точно сюда!
Но в целом дайвинг в Лангкави – больше для новичков. Им также подойдут Перхетианские острова: там не так глубоко. Люди же, которые ищут настоящие подводные приключения, обычно выбирают, в основном, либо Тиоман, либо острова Сабаха.
«ВТ». Понятно. То есть в Лангкави и на Перхетианских островах, скорее, снорклинг?
Зулкифли Бин Мохамед. Не только снорклинг. На всех островах Малайзии можно заниматься снорклингом, Перхентиан и Лангкави также отлично подходят и для дайвинга.
«ВТ». В Малайзии много дайв-центров?
Зулкифли Бин Мохамед. Малайзия предлагает широкий выбор дайв-центров и операторов, особенно в таких популярных районах, как Сипадан, Мабул, Капалай, Перхентиан, Тиоман и Реданг. Эти дайв-центры лицензированы и хорошо известны в отрасли. Малазийская Ассоциация Скуба-Дайверов (MSDA) тесно сотрудничает с Tourism Malaysia, чтобы представить Малайзию как ведущее направление для дайвинга, подчеркивая что данный сегмент – сильная сторона направления.
«ВТ». Дайв-центры в Малайзии – это, главным образом, частный бизнес? Они подотчётны государству? Им нужно получать лицензию?
Зулкифли Бин Мохамед. Большинство дайв-центров находятся в частной собственности и должны соблюдать необходимые правила, чтобы получить лицензию на деятельность от местных властей. Лицензия подтверждает соблюдение основных требований, гарантирующих максимальную безопасность погружений. Операторы, продающие дайв-пакеты, должны пройти регистрацию в Министерстве Туризма, Искусства и Культуры Малайзии.
Все работающие в этой сфере предприниматели платят, замечу, очень небольшие налоги, и государство таким образом стимулирует их ответственную работу, позволяя им содержать свои сервисы в хорошем состоянии, регулярно проводить ремонт и обновление оборудования.
«ВТ». Есть ли в Малайзии учебные центры, готовящие инструкторов по дайвингу?
Зулкифли Бин Мохамед. Существует разветвлённая сеть обучающих центров, каждым из которых руководят опытные, лицензированные тренеры. Кроме того, Ассоциация скуба-дайверов регулярно проводит специальные тренинги для инструкторов – повышение квалификации.
«ВТ». Что из оборудования нужно привозить с собой российскому дайверу, собравшемуся в Малайзию?
Зулкифли Бин Мохамед. А ничего. Всё можно взять напрокат в любом дайв-центре. И цены – доступные: примерно $70-100 за весь комплект, включая помощь инструктора. Не зря же, например, сингапурские дайверы любят погружаться у нас. При том, что там, в Сингапуре, тоже хороший дайвинг. Но обходится он существенно дороже.
Вы удивитесь, но даже из Австралии к нам дайверы прилетают – чтобы увидеть наши потрясающие коралловые рифы. Хотя у них есть и свои довольно большие коралловые рифы.
«ВТ». Сингапурский турпоток – для вас номер один, не так ли?
Зулкифли Бин Мохамед. Да, туристический поток из Сингапура на данный момент самый большой, В 2023 году Малайзия приняла около 8 миллионов гостей из Сингапура. Сингапурцы обычно едут в Малайзию по разным причинам. Среди них не только дайвинг, но и отдых на пляжах, шоппинг, гастротуризм, экотуризм или просто смена обстановки. Так как мы соседи, мы всегда рады приветствовать друг друга.
«ВТ». Для чего ещё, кроме дайвинга, российскому туристу нужно посетить Малайзию?
Зулкифли Бин Мохамед. В Малайзии развито множество самых разных сегментов туризма. Это, в частности, семейные путешествия, отдых с детьми. Это экотуризм и гольф. Для российского рынка мы предлагаем на нынешнем этапе сфокусироваться на пляжном отдыхе.
Но у нас есть и все условия, скажем, для молодожёнов – на многих островах можно организовать незабываемую свадьбу или медовый месяц. Впечатлит россиян и наша природа: не сбрасываем со счетов и экотуризм. А ещё и приключенческий туризм, путешествия по джунглям, по горам. Редчайшей красоты фотографии ведь можно сделать!
Любители шоппинга найдут в магазинах и бутиках наших городов любые мировые бренды по достаточно комфортным ценам. Многие сингапурцы пересекают границу чуть ли не каждую неделю – именно за покупками.
«ВТ». Сингапур лидирует среди въездных турпотоков в Малайзию? А на какой позиции Россия?
Зулкифли Бин Мохамед. Как я уже сказал, за 2023 год к нам приехало 8 308 230 сингапурцев - они действительно на первом месте. Россияне за тот же период: 109 689 человек. Только в декабре мы приняли 9 044 российских туриста. Но даже это, по сравнению с 2022 годом, увеличилось в разы! В до 2019 года нас также посетило меньше россиян, чем в 2023 году: 79 984. Это рост примерно на 37 %.
Кстати, если исключить наших соседей, а брать статистику только по европейским странам, Россия оказывается в прошлом году на 5-м месте.
«ВТ». В какие месяцы лучше прилетать в Малайзию?
Зулкифли Бин Мохамед. В принципе, круглый год. Да, в декабре-марте, когда в России зима, у нас сезон дождей – и некоторые острова (главным образом, у восточного побережья) закрываются. Но, скажем, Тиоман и в этот период не только открыт, но ещё и очень популярен у сёрферов: здесь в эти месяцы поднимаются большие волны, что нравится любителям сёрфинга.
Чератин также очень популярен среди серферов. Словом, в каждый сезон можно найти место, благоприятное для того или иного развлечения.
«ВТ». Вы сейчас активно взялись за продвижение на российском рынке. Каковы ближайшие планы?
Зулкифли Бин Мохамед. Хотелось бы по итогам 2024 года увеличить российский турпоток на 30%. А более глобальные результаты намечаем к 2026 году. Мы уже работаем с вашими туроператорами и с авторитетными медиа, собираемся привлекать и блогеров. И, конечно, будем проводить презентации, роуд-шоу.
Прямых перелётов из России в Малайзию пока нет. Но на этот счёт ведутся переговоры (на этом этапе предварительные) и с российскими, и с малазийскими авиаперевозчиками.
Но, должен отметить, что перелеты в Малайзию с каждым разом всё доступнее и доступнее. Туркменские авиалинии открыли стыковочные рейсы через Ашхабад в Куала-Лумпур, а FlyDubai предлагают, также со пересадкой в Дубае, долететь сразу до излюбленных российскими туристами мест: Лангкави и Пенанг.
«ВТ». На ваш взгляд, контингент российских туристов, приезжающих в Малайзию, – это, в большей степени, группы от туроператоров или индивидуалы?
Зулкифли Бин Мохамед. Путешествующих в Малайзию через турфирмы всё больше. Во-первых, россиянам так проще проводить оплату за те же отели, экскурсии. К тому же, дайвинг – всё же дело групповое: дайверы редко прибывают куда-то в одиночку, чаще всё же компаниями. И, замечу, есть немало туроператоров, специализирующихся на дайвинге: это ведь нишевый туризм.
Беседовал Константин Исааков
-0-