images/2020/May2020/27/14716263_1438622449487925_3928375082721200870_n.jpg

Вадим Прасов, вице-президент ФРИО: Поддерживайте тех, кто платит налоги!

 

«Свято место пусто не бывает» или что не так в российском туризме для иностранцев?

На вопросы шеф-редактора проекта «Китай 2.0. Перезагрузка» Алексея Слащева отвечает Вадим Прасов -  вице-президент российской Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), управляющий партнер Альянс Отель Менеджмент.   

Напомним, что поводом для серии интервью и других материалов, которые мы решили подготовить в этом месяце, стала публикация доклада президенту РФ В.В.Путину бизнес-омбудсмена Б.Ю.Титова, в которой есть и глава, посвященная туризму и гостеприимству. Все шесть проблем, указанных в докладе действительно существуют. Давайте вспомним их:

6.1. Предприятия общественного питания находятся до сих пор под избыточным давлением морально устаревших, избыточных требований, доставшихся в наследство от советской модели контроля работы типового предприятия, работающего в сфере питания.

6.2. Предлагаемый к внедрению механизм «регуляторной гильотины» не позволит эффективно решить задачу по сокращению избыточных требований в индустрии гостеприимства.

6.3. К предприятиям общественного питания предъявляются избыточные требования, связанные с реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6.4. В последние годы в Российской Федерации на рынке въездного туризма из КНР произошло формирование замкнутых этнических теневых трансграничных структур, предоставляющих ключевые услуги по приему иностранных туристов. Указанные структуры уклоняются от уплаты налогов, проводят расчеты в зарубежных юрисдикциях, избегают контрольно-надзорных мероприятий и тем самым получают необоснованные конкурентные преимущества, не оставляют места на рынке добросовестным отечественным компаниям, разрушают туристскую отрасль.

Китайские турфирмы стремятся обойтись в России без местных принимающих туроператоров — напрямую бронируют отели, сами организуют трансферы и питание (обычно в китайских же ресторанах), поставляют клиентуру в сувенирные магазины, принадлежащие их соотечественникам. То есть деньги клиентов утекают обратно в КНР.

Гостей из КНР обычно обслуживают их же соотечественники в роли гидов, не имея рабочих виз, то есть нелегально.

6.5. По оценкам Федерации рестораторов и отельеров, введенная обязательная классификация коллективных средств размещения и положение о классификации содержит избыточные требования и нуждается в существенной доработке

6.6. Действующее законодательство не допускает возведение объектов туристской инфраструктуры (коллективных средств размещения, объектов общественного питания и т. д.) на землях лесного фонда, в связи с чем организация экологического туризма в лесах в настоящее время невозможна.

Вести Туризм:  Это все проблемы в туризме, о которые действительно должен знать президент, или только те, о которых он должен узнать в первую очередь? Недавно вы, в одном из своих интервью высказывали такую мысль, что «прежде чем задумываться о потенциале въездного туризма, следует создать положительную историю в части внутреннего туризма. На сегодняшний день российская сфера туризма и гостеприимства теряет порядка 50 миллионов российских граждан, которые могли бы ежегодно путешествовать по России».

Вадим Прасов: Для любой страны с большим народонаселением очевидно, что внутренний туризм будет всегда более масштабным, чем въездной. И редко, когда это бывает как-то иначе. С точки зрения экономики внутренний туризм понятнее и проще, чем въездной.  Отработав все нюансы турпродукта на своих, можно выставлять его иностранцам. По понятным причинам у них может быть масса вопросов: куда они едут, зачем, как будут обстоять дела с логистикой, кого-то пугает языковой барьер, кого-то визовый. В общем, перечислять можно до бесконечности.

Вести Туризм: И при этом в России по-прежнему не так быстро развиваются точки показа или новые туристические дестинации. В России, как и 20 лет назад турист едет в Москву, Питер, Байкал, Крым, Сочи путешествует по Золотому Кольцу, так всё и остается. Ну возможно появилась еще активная туристическая Казань, Карелия, Урал….

Вадим Прасов: Да действительно, лет 10 или 20 лет назад иностранцы, путешествующие по «Золотому кольцу» жаловались на то, что в программе очень много внимания уделялось церквям. Сейчас картина все-таки начинает меняться. Естественно на маршруте, которому 50 лет, проще всего добавить новые точки показа. И это происходит. Он трансформируется и подстраивается под запросы современного туриста. Что же касается очевидных локаций, которые хотели бы посетить россияне, это: Москва, СПб, Казань, Минводы, Камчатка, Байкал, Краснодарский край, Крым. Но даже в этих регионах – дестинациях не всё еще на сегодня доступно, прежде всего по ценам. Еще есть фактор сезонности. Понятно, что инфраструктура конечно же улучшается. Если конкуренции нет вообще, а в советское время её не было, то сейчас, к примеру, курортам Краснодарского края приходится конкурировать как с Крымом, так и с зарубежными Турцией, Болгарией, Египтом, ОАЭ.

Очень многое зависит от местной власти. Очевидно, что понимание важности туризма с точки зрения доходов бюджета отдельно взятого городского поселения – весьма непростая тема. Поскольку муниципальные власти являются заложниками существующей бюджетной системы, когда большинство налогов местного бизнеса уходит в федеральный центр или регион, соответственно и почувствовать важность туризма для бюджета города им сложно. А с точки зрения расходов на туризм (на тот же туристско-информационный центр) все очень непросто, поскольку в отличие от целого ряда статей затрат (социалка, ЖКХ, медицина, образование), которые являются ОБЯЗАННОСТЬЮ, расходы на туризм являются ПРАВОМ, соответственно при дефиците муниципального бюджета (что совсем не редкость, скорее ровно наоборот) редкий мэр решится отдавать приоритет расходам на развитие туризма, завтра вопросы у счетный палаты возникнут уже к нему.

Нужно понимать, что у муниципалитетов, не так много возможностей для изменения к лучшему инфраструктуры, например, поменять туалеты «прямого падения» на современные. К сожалению, отчасти из за этого и появилась история, связанная с курортным сбором. На мой взгляд в России ее совершенно перевернули с ног на голову. Преподносился «курортный сбор»  как спасение для местной власти. В Краснодарском крае, к примеру, планировалось собирать 2 миллиарда в год, а на практике получилось в 80 миллионов суммарного сбора. Разница очевидна.  В развитых же туристских странах курортный сбор - это мера регулирования антропогенной нагрузки на ту или иную дестинацию. В таких городах, как Венеция, Барселона есть фактор избыточного туризма, «овертуризма». Когда у отелей высокие показатели по загрузке, то курортный сбор взымается.

Но, отмечу, не со своих туристов, а с иностранных. А у нас мы собираем со своих, так как других пока немного. И получается, что россияне получили еще один налог. Теперь уже на отдых в родной стране.

Вести Туризм: Давайте поговорим о Китае, коли уж наш проект посвящен Китаю и туризму. Что Вы думаете по поводу пункта 6.4 , упомянутого выше доклада омбудсмена, там, где написано следующее: «произошло формирование замкнутых этнических теневых трансграничных структур, предоставляющих ключевые услуги по приему иностранных туристов». Весь пункт посвящен гражданам Китая. При этом мы помним, что только из Китая в 2019 году прибыло более 2 миллионов человек, большинство которых, как нам кажется как минимум за то, чтобы их обслуживали в чужой стране люди, хорошо знающие китайский язык, или, как минимум - соотечественники. Мы знаем, что  некоторые китайские туроператоры очень недовольны тем, как работают их российские коллеги. Китайцы хотят работать с китайцами. Это плохо?

Вадим Прасов: Давайте разделим этот вопрос на две части.

Если мы что-нибудь делаем не так, как говорят «Свято место - пусто не бывает», - придут китайские коллеги и сделают всю работу за нас.

С другой стороны – китайские компании, пользуясь бессилием – иногда – нашей местной власти начинают возводить самострои, например на Байкале… А это уже проблема.

Вести Туризм: Мы расследуем эту историю, она с одной стороны – скандальная, с другой как-то странно. Вроде все об этом слышали, а ни ФСБ ни МВД – ничего. А на самом деле звучит страшно -  граждане другой страны захватывают российскую территорию без объявления войны…

Вадим Прасов:  Ну во-первых, всегда можно привлечь «Ваню Пупкина» и оформить все самострои на него. Вопрос другой: что это строится и как это контролируется?

Вести Туризм: Да, согласны, это несколько другой вопрос.

Вадим Прасов: Вопросы могут возникать совершенно по разным территориям, но я понимаю, что это реальный сценарий и что это может произойти. Страна, которая не может прокормить свою армию, рано или поздно будет кормить чужую. Всё это из этой же серии.

Есть еще одна точка зрения. Стратегия проникновения китайских предпринимателей и способы их выживания в замкнутом цикле, отработана на целом ряде стран. Это такая, своего рода недружественная экспансия.  И это происходит не потому, что местный бизнес слабый. Нет, если они видят лазейки в местном законодательстве или, например, мягкость и своеобразную бизнес-толерантность со стороны властей, китайцы тут же начинают просачиваться. А попробуйте открыть свой туристский бизнес в Китае.

Вести Туризм: Это вопрос законодательства. Всё что не запрещено, разрешено.

Вадим Прасов: Конечно. Закон прежде всего.  Давайте посмотрим на этот вопрос со стороны цифры. Когда для китайских групп вводился безвизовый режим, с отправлением каких-то списков и различных непонятных историй на границе. Почему не присвоить каждому туристу ID? Будет понятно: где он живёт, где ест, что смотрит…

К примеру, в Москве так называемых «китайских» гостиниц нет. Они пытались что-то сделать, но не получилось купить. Но есть часть гостиниц, которые буквально заточены на работу с этими гостями.

Вести Туризм: И довольны этим сотрудничеством?

Вадим Прасов: Да, довольны. Это же бизнес. Если вам платят по тарифу, который вас устраивает, значит вы работаете.  Так вот эти гостиницы «просели» по причине отсутствия клиентов первыми, ещё в декабре 2019 года, как только пошёл запрет на въезд китайцев из-за пандемии. Загрузка подобных отелей гражданами Китая составляет 90-95%. Что же касается остального гостиничного бизнеса, то, к примеру остальные московские отели опустели только к середине марта 2020 года.

Вести Туризм: Но это только одна из проблем. Сложно было предугадать, что подобный форс-мажор случится.

Вадим Прасов: На мой взгляд китайский туризм несет в себе ряд проблем. На старте, он упирается в китайских гидов – и поехали!

Вести Туризм: А в чем проблема с китайскими гидами? Я уже неоднократно слышал факты, причём не от китайцев, что группам из Поднебесной легче общаться именно с соотечественниками. Не только из-за языка. Наши гиды стоят дороже, не всегда проявляют к группам уважение очень часто знают особенности китайской ментальности понаслышке. Китай действительно другая цивилизация.

Вадим Прасов: Не соглашусь, про проблемы гидов начинаются с культуры… По факту, я могу привести противоположный пример, когда китайский студент, со знанием русского языка, ведет группу соотечественников и рассказывает им всякую ахинею про мавзолей, Кремль и так далее…

Вести Туризм: Ну, иногда и наши гиды несут ахинею. И потом, если они его слушают, значит это им нравится. Не конкретно этой группе в этот момент. Но если гид работает плохо – туроператор от него отказывается. Кроме того, туризм это все-таки еще и шоу. Можно перепутать нумерацию русских императоров, но рассказывать артистично, с юмором – и туристы будут довольны. Может нашим гидам поучится ещё у этого студента?

Вадим Прасов: Согласен. Туризм - это всегда шоу. Другое дело - насколько оно информационно насыщенно. Мне, например, неприятно, когда перевирается история моей страны.

Вести Туризм: А если это произойдет не на Красной площади, а в студенческой столовой? Врядли у юноши-студента есть злой умысел рассказать неправду про лобное место и ГУМ? Он рассказывает так, как он понимает – соотечественникам. Он может сравнивать, опираясь на общий с ними культурный код. Что редко бывает у академического гида.

Вадим Прасов: В столовой университета они могут делать всё что угодно. Но все что касается въездного туризма - это один из инструментов внешней политики государства. На внешнюю политику государства я повлиять не могу, а на проблемы туризма где-то отчасти могу и влияю. В этом разница. Давайте рассмотрим еще один пример: я считаю, что россияне, с большим трудом могут попасть в Кремль на экскурсию, нежели китаец – и это - нонсенс.

Вести Туризм: То есть, в том, что Кремль продает меньше билетов, чем есть людей, кто желает в него попасть тоже виноваты китайские туристы? А если через год из Китая приедет 2 млн человек? Что мы будем делать?

Вадим Прасов: Китайские операторы и туристы ведут себя на столько, на сколько им позволяют. Я как-то общался с представителем одной из авиакомпаний Китая,  так вот он мне говорит: «Действительно, наши граждане ведут себя зачастую так, что мне за них стыдно. Да, у них есть привычка очень громко разговаривать, да, они зачастую громко чавкают за столом. Но я понимаю прекрасно, когда я сижу в ресторане и на них цикну, они тут же замолкают».

Вести Туризм: А Вам никогда не было стыдно за наших туристов?

Вадим Прасов: Бывает конечно. Это как в «Нашей Раше» «Тагил - рулит».  В ситуации, когда мы, на уровне государства, допускаем ту ситуацию в которой не очень то легально работают граждане другого государства - это неправильно. В недавнем прошлом у меня возник разговор с прежними руководителями Ростуризма, сначала с одним из замов, а потом и с руководителем, и оба чиновника на конференции говорили одно, а за кулисами говорят: «Что ты тут рубишь правду матку. Китай - это наш стратегический партнер. Как же мы будем для него ужесточать какие-то условия». На что я им порекомендовал «открыть глаза»: министр по туризму Китая говорит о том, что он за легальность и прозрачность. Это не пустые слова. Он так действует в своей стране, он готов к тому что с китайским туристом будут относится также легально и прозрачно и в другой стране. Вот это и называется паритет. И к этому надо идти.

Вести Туризм: И все же, если нет закона, запрещающего это делать, что-же нарушает тот самый китайский студент? Насколько я знаю, они даже не берут денег за подобную экскурсию, а работают от чаевых и комиссии от магазинов.

Вадим Прасов: Возвращаюсь к докладу - здесь не может быть речи о каком ни будь запрете со стороны главы государства. Здесь речь может идти о трансформации этой работы немного в другом ключе. Необходимо, воспользовавшись паузой вводить определенные правила игры. И если они захотят, пусть играют. Только честно и по правилам.  Я считаю, что это вполне нормальное желание и бизнес-сообщества и государства. Не более того.

Вести Туризм: Мы начали проект «Китай 2.0. Перезагрузка» потому что считаем это направление ключевым для въездного туризма. Согласны ли вы, что то, как мы работаем с китайскими туристами и партнерами является индикатором для всего нашего бизнеса?

Вадим Прасов: Я хочу подчеркнуть одну идею, к которой я призываю всех последние два месяца. Если кому-то кажется непонятным, кого надо поддерживать, то поддерживайте тех, кто платит налоги. Если российскому малому бизнесу не с чего платить налоги, потому как бизнес малорентабельный, и если государство сегодня никак не реагирует, то сегодня это проблема малого бизнеса, а завтра станет проблемой государства, когда количество налогоплательщиков и объем налоговых поступлений существенно снизится. Если мы добьемся того, что китайские компании будут платить налоги, а не уходить разными способами от них – я за такой бизнес.

Главное

Игорь Фомин: «Великий Новгород будет привлекать китайских туристов народными забавами и фолк-рок представлениями»

Мы предлагаем совместить визит в Новгород с одним из множества тематических событий или одним из гастрономических фестивалей.

Подробнее...

Какие регионы России особенно популярны у китайских туристов

Рейтинг составлен экспертами АТОР.

Подробнее...

Фан Фэй: «Китайские туристы поедут в путешествие по России за «самым-самым»

Сейчас очень важно задуматься над тем, как привлечь в Россию молодежь, но, к сожалению, в вашей стране пока не очень понимают, чего хотят современные китайцы.

Подробнее...

Спортсменов на Олимпиаду в Пекине доставят временные чартерные рейсы

Китайские и иностранные авиакомпании их организуют через Гонконг, Сингапур, Париж и Токио. По прибытии в аэропорт участников отправят в замкнутый контур на всё время пребывания в стране.

Подробнее...

Сразу двум девочкам – 2-летней Маше и 14-летней Мариям – помогли участники и гости концерта «Таланты турбизнеса»

Мариям Назарова получит новогодний подарок благодаря остатку от сбора для Маши Пудовкиной.

Подробнее...

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024
All rights reserved