images/2020/Julay2020/17/5U0B5696.jpg

Союз спасения. Вице-президент ОСИГ Алексей Волков отвечает на наши вопросы.

17 июля 2020 14:26:10
17 июля Общенациональный союз индустрии гостепримства отметил первый год своей работы, ставший самым сложным в истории российского туризма.

Сегодня об этой организации знает вся туристическая отрасль и не только. Всего за год Союз успел обрести огромное количество партнеров и членов, союзников и единомышленников, поднять и решить большое количество проблем отрасли. В день рождения мы взяли интервью у вице-президента ОСИГ Алексея Волкова.

Вести Туризм: Алексей, есть узкоспециализированные, а есть претендующие на весь рынок ассоциации и союзы. Назовите стратегические направления развития ОСИГ на ближайший год.

Алексей Волков: Действительно, общественных организаций, ассоциаций и союзов в настоящее время очень много. Однако, зарегистрировав ОСИГ в июле прошлого года как некоммерческую организацию в форме Союза, мы умышленно отошли от узкой специализации на развитии какого-либо определенного вида туризма или направления, начав использовать термин «индустрия гостеприимства» в своем названии, учитывая сквозную составляющую туризма как мультипликатора в экономике, который объединяет огромное количество смежных отраслей. Эти отрасли и есть индустрия гостеприимства, сегодня ее в Союзе представляют наши члены, партнеры и амбассадоры, входящие в состав Союза.

Стратегическим направлением развития ОСИГ на ближайший год является развитие внутреннего туризма, в котором каждый россиянин сможет увидеть Россию по-новому и открыть её для себя. Это касается не только маркетинга и продвижения. Мы стремимся к тому, чтобы каждый член нашего сообщества стал настоящим адептом гостеприимства и России для всех, кто его окружает — близких, партнеров, клиентов.

Сегодня в туротрасли важен вопрос повышения престижа профессий, кадровое обеспечение и квалификация сотрудников. Работа, например, горничной или официантом не отличаются сегодня особой привлекательностью, престижностью для большинства людей. Но с этим можно и нужно работать, создавать программы мотивации, в том числе нематериальной, чтобы человеку не только нравилось и хотелось работать в отрасли, но и чтобы он создавал и олицетворял то самое гостеприимство, которое заставляет туристов возвращаться в определенный регион, город, ресторан или отель.

Безусловно, актуальным и главным в нашей деятельности на сегодняшний день вызовом является задача от президента России — форсировать развитие внутреннего туризма. По всем направлениям, включая подготовку стратегических документов, нормотворчество, экспертные оценки, публикации, аналитику, большие данные, отраслевую статистику и многие другие задачи, для ОСИГ находятся в приоритетной работе.

Вести Туризм: Как правило общественные организации работают как оппоненты власти - бизнес через РСТ, АТОР, ФРИО доносит до государства свое мнение по поводу тех или иных аспектов государственной политики. Какие с вашей точки зрения проблемные зоны государство ещё не охватило? В чем может проявиться роль ОСИГ

Алексей Волков: Что касается общественных организаций как оппонентов власти, то назвать их таковыми очень сложно. Есть запрос на консолидацию усилий, сообществ и предложений для системного решения задач, стоящих перед отраслью. Необходимо обеспечить системные изменения и создать структуру будущего внутреннего туризма, начиная с законодательно-нормативной базы и заканчивая продвижением России на внешних туристических рынках.

Для того, чтобы государство понимало, какие решения являются правильными для развития туризма и какие условия необходимо создать, чтобы оказать своевременную поддержку расширению отрасли, ему, несомненно, требуются практическая оценка и совет. Консолидация сообществ, организаций, объединений и союзов федерального, межрегионального, регионального и даже городского уровней позволяет сформировать эту самую консультационную базу, точечные предложения и возможности для развития туризма. В этом отношении важно доносить до органов власти не только мнение одной или нескольких организаций, а собрать общее мнение профессионалов индустрии. Разумеется, в определенных вопросах оно может расходиться. Но, во-первых, в споре рождается истина. Во-вторых, сплоченность большого числа организаций в решении того или иного важного для сферы туризма вопроса, является для государства свидетельством значимости существующей проблемы. Период пандемии ярко продемонстрировал, что туризм оказывает влияние на огромное количество других отраслей — на легкую и тяжелую промышленность, сферу услуг и прочие. В этот момент многие осознали, что туризм, а тем более индустрия гостеприимства как сквозная отрасль, обеспечивает большое количество рабочих мест как внутри самой сферы, так и за её пределами. И в этом смысле мнение одной организации не только имеет меньший вес по сравнению с консолидированной позицией многих игроков, но и далеко не всегда является объективным или существенным для государства. Это вводит представителей власти в некоторое заблуждение и не позволяет рассмотреть вопрос с объективной точки зрения, что иногда приводит к тому, что решения на уровне государства принимаются без учета мнения представителей туротрасли. Подобного допускать нельзя, поэтому все участники туристического рынка должны действовать, как единый механизм. Внутри он может быть разнородным по направлениям деятельности его членов, их образу мышления, идеям и даже целям. Но все вместе они должны найти возможность объединиться и показывать органам государственной власти, как нужно менять туризм сегодня, что требуется сделать для того, чтобы сфера гостеприимства стала другой, более мощной и значимой, и главное — чтобы в итоге идея о том, что Россия — великая страна с огромным культурно-историческим наследием, отозвалась в каждом её жителе и была близка не только представителям туротрасли.

В настоящее время государство пока не охватило некоторые проблемные зоны развития внутреннего туризма. Это межведомственное, межотраслевое и даже межрегиональное взаимодействие. Прежде всего, это вопросы, касающиеся бюрократии, работы с гражданами, защиты интересов туриста, которые практически не просматриваются в сфере внутреннего и въездного туризма, а также интересов отечественных туроператоров на российском рынке, потому что «Турпомощь» работает сегодня только на выездном рынке. Индустрия гостеприимства, управление которой рассредоточено в огромном количестве федеральных и региональных ведомств, нуждается в сборке. Важно развивать это взаимодействие, при этом корректно работать с «регуляторной гильотиной», оптимизировать механизмы контроля в туристической отрасли. Государству необходимо работать не просто в интересах туроператоров, турагента или других представителей турсферы. Нужно действовать в интересах индустрии гостеприимства, а в конечном итоге и в собственных интересах, которые выражаются в продвижении имиджа страны, увеличении количества туристов, росте доходной части бюджета и объема валового внутреннего продукта.

Взаимодействие власти и бизнеса — одна из наиболее острых проблемных зон в туризме и одновременно точка роста. Государственно-частное партнерство существует сегодня по большей части только на бумаге. Необходимо, чтобы инвестор, турист и бизнес были услышаны государством и слышали друг друга. В решении этого вопроса нужны современные инструменты, в том числе цифровые, которые позволят наладить должное взаимодействие и обеспечить быстрое реагирование на те или иные задачи или препятствия.

Помимо вклада в развитие национального туризма посредством других форм, роль ОСИГ проявляется в качестве медиатора между бизнесом и органами власти. Союз собирает вокруг себя всю отрасль и намного дальше, экспертные мнения и предложения, аналитические и другие данные, создает для государства и предпринимателей возможности для конструктивного взаимодействия и получения двухсторонней выгоды в соответствии с их интересами — для государства это ВВП и рост бюджетных поступлений, в то время как бизнес преследует свои коммерческие интересы.

Кроме того, ОСИГ вносит большой вклад в оказание правовой и консультационной поддержки членам и партнерам Союза, в кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку персонала, повышение квалификации работников, повышение престижа профессий в туризме. Конкурс «Мастера Гостеприимства», в котором ОСИГ выступает соорганизатором на площадке «Россия — страна возможностей» — один из таких инструментов работы с кадровым потенциалом и предоставлением социальных лифтов.

Вести Туризм: Принято говорить об успехах - а что пока не получается?

Алексей Волков: Цели у ОСИГ амбициозные, поэтому, оценивая результаты своей работы за год, мы считаем, что пока не всё, из того, что было запланировано, получилось реализовать. Не удалось добиться всех мер поддержки, о которых Союз ходатайствовал, не везде и не сразу удалось решить те или иные вопросы с Роспотребнадзором. Например, не увенчались успехом попытки оказать влияние на органы управления в Санкт-Петербурге, где по-прежнему существуют ограничения в работе туристического бизнеса. Выполнить всё невозможно — нам всего год. Но уверен, в ближайшем будущем мы можем добиться намного большего, проводить ещё более качественную работу, наращивать авторитет в отношениях с представителями власти и бизнесом.

Сегодня в сфере туризма назрело немало вопросов, которые требуют грамотных профессиональных решений и времени на их реализацию. Среди них вопросы в области развития детского туризма, внесения изменений в некоторые постановления Правительства РФ, вопрос цифровизации туризма, которому в ОСИГ уделяют особое внимание. И, безусловно, ещё многое предстоит сделать в отношении повышения качества сервиса, чтобы индустрией гостеприимства в России можно было заслуженно гордиться.

-0-

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников