Сергей Луговой: Кризис закончится - вылезем из спячки.
Мы опрашиваем представителей российского туристического бизнеса, просим ответить на два вопроса:
"Что с вами происходит?" и "Что вы собираетесь делать дальше?"
Мы занимаемся туризмом по Северо-Западу России и по северным зарубежным направлениям.
Большей частью наши клиенты - это иностранцы, которые приезжают в Россию осмотреть достопримечательности. Хватает и российских туристов, однако они предпочитают брать самые простые и недорогие программы, поэтому дохода с этой деятельности хватает лишь на покрытие текущих нужд.
В один прекрасный день закрыли границы с Россией, а спустя пару недель запретили продавать туры до 1 июня и по территории России. Мы потеряли пасхальные праздники, когда люди едут к святым местам, школьные группы с их весенними каникулами тоже пропали. Выпадают и майские праздники, а летнего сезона все ждут с некоторой опаской, поэтому заявок особенно нет. Только крупные компании, которые хотят организовать корпоративный отдых еще в деле, но и они предоплаты пока не делают.
Имея финансовую подушку уже приблизительно на 7 месяцев, я решил не тратить ее целиком, так как далее после лета и до следующего лета будет низкий сезон. На данном этапе всех работников перевели на удаленку с сохранением минимальной зарплаты (они подошли с пониманием, так как ситуация сейчас непростая), сменили офис на простую комнатку (в офис из туристов все равно никто и никогда не приходил, так как туры иностранцы покупают онлайн), сократили все рекламные бюджеты (показы идут, деньги списываются, но продаж нет), отказались от SEO-продвижения (смысл на будущее есть, но непонятно, когда все это закончится). Также выбрали попроще тарифы на расчетные счета и совершили полные возвраты по всем несостоявшимся турам, чтобы не пытаться отсрочить неизбежное. Заплатили и налоги за 2019 год (к счастью, их оставалось не так много). В общем, сократили все расходы и сразу закрыли все долги, пытаясь сохранить подушку и растянуть ее на 12 месяцев при необходимости.
Есть такое модное слово "оптимизация", которое в нашей стране всегда связывается с сокращениями сотрудников и зарплаты, урезанию нужных рабочих процессов итд. Обычно после нескольких "оптимизаций" компания исчезает с рынка. В нашем случае я бы назвал этот процесс не оптимизацией, а попыткой свернуть всю деятельность до минимума с возможностью возврата в нормальные условия в благоприятный период (впадаем в анабиоз как лягушки на зиму) :)).
От отлаженных процессов, методов работы и сотрудников мы не отказались, и как только вся эта эпопея с коронавирусом закончится, мы вернемся к их активному использованию. Кризис закончится - вылезем из спячки. :). Хуже придется тем, у кого нет накоплений и есть кассовый разрыв. Они, к сожалению, даже при всех возможных действиях "из спячки" вылезут уже вряд ли. Индиго-Тур заявил о банкротстве спустя несколько дней после закрытия границ. Крупный туроператор Натали Турс обанкротился пару лет назад, так и не сумев оправиться от роста доллара и евро в 2014 году. Они не смогли рассчитаться с кредитами и контрагентами. А кредиты они брали в 2014 году, рассчитывая на благоприятные времена. Сейчас турбизнесу также предлагают кредиты под низкие проценты, но вспоминая этот пример, брать их как-то не очень хочется. Да, компания будет работать на полную мощность, но если нет туристов, зачем это нужно? А кредиты отдавать придется...