СЕРГЕЙ КРЯЧКОВ, Исполнительный директор центра развития религиозного и историко-познавательного туризма РГУТиС
29 декабря 2019 17:06:24
Пожалуй, главным событием года для меня стало мероприятие "Турпроект" во Владимирской области, организованное Игорем Куварзиным и командой "Родника".
Событие года
Пожалуй, главным событием года для меня стало мероприятие во Владимирской области, организованное Игорем Куварзиным и командой "Родника". Называлось оно просто - "Турпроект". Сделать по настоящему интересную программу для туристов - дело непростое. В Суздале, где проходил проект, преуспели в приеме туристов, по разным оценкам туристический поток составляет в этот город до 2 млн. человек. Вместе с тем, туристическая аудитория города - это в основном пенсионеры. Каковы перспективы Суздаля если не подумать об интересах тех, кто сегодня завоёвывает туристические чарты - милениалов , молодые семьи, студентов в конце концов?
Вопрос о том, что привлекает молодежь адресовали непосредственно представителям этой целевой аудитории. Шесть команд студентов в течение 3 дней и ночей соревновались между собой, создавая лучший проект (маршрут или событие) для города, походили городской ночной квест под проливным дождем, учились у экспертов отрасли. Результаты впечатлили - команды смогли не только придумать маршруты и события, но успели их "упаковать"и "посчитать" - были созданы аккаунты в социальных сетях, видеоролики, фирменный стиль, подготовлены бюджеты проектов, презентации и расписания. Отрадно, что один из шести проектов уже реализован, а ещё два готовятся к реализации.
"Турпроект" - шагает по стране, уже состоялась выездная сессия в Республике Саха, в ноябре "Турпроект" прошёл в Александрове. Этот проект - также пример прорывной методологии и нестандартного решения вполне типовых задач.
Человек года
Обычно, "человеком года" называют того, кто сделал что-то выдающееся, существенно повлиявший на отрасль или совершивший какой-то яркий поступок. Пожалуй, оба человека, которых я бы мог назвать "людьми года" не попадают под это определение. Скорее это люди, которое в этом году оказали на меня сильное впечатление свой самобытностью и харизматичностью.
Алексей Шабуров - директор КВЦ "Сокольники" - не только успешный предприниматель, чувствующий время и потрясающе балансирующий на интересах сторон, но и подлинный культуртрегер, собравший в ассоциацию частные музеи России, развивающий свой замечательный музей каллиграфии, организовавший в Сокольниках прекрасный проект - выставку ледяных скульптур, выполненных мастерами из Харбина и там же - фестиваль китайских фонарей. А впереди ещё открытие музея гуслей. Увлечённость - увлекает. И для меня это пример как благодаря нелинейному мышлению, отличным управленческим навыкам много можно сделать и каких великолепных результатов можно достичь.
Другой "человек года" для меня - это Аркадий Елфимов. Аркадий Григорьевич уже в 37 лет стал главой города Тобольск, еще в советское время. Сегодня он - фотограф, издатель и предприниматель, Президент фонда "Возрождение Тобольска". Это еще один яркий пример человека увлечённого. В Тобольске Аркадий Григорьевич строит замечательный парк с великолепно выполненными скульптурами и памятниками самым достойным тоболякам, ботаническим садом, часовней. Он создатель коллекции медалей, как благотворитель поддерживающий российское медальерное искусство и успешный издатель, создающий удивительные по качеству проекты. Например, изданное всего в 100 экземплярах евангелие Ф.М.Достоевского. Писателю во время пересылки в Тобольске подарили экземпляр Нового Завета. С тех пор он не расставался с этой книгой и сделал более 1500 помет - загибы, подчеркивания карандашом и даже ногтем. Благодаря оптикоэлектронной экспертизе удалось не только зафиксировать эти пометы, но исследовать, расшифровать и интерпретировать. Это не только титанический исследовательский труд, но и потрясающее по качеству и творческой реализации издание.
Работа и творчество этих людей вдохновляют, восхищают и вселяют веру в то,что и один в поле воин.
ДЕСТИНАЦИИ 2019
Самым ярким моим путешествием в этом году была поездка во Францию. Мне посчастливилось провести в Париже и окрестностях почти полтора месяца. Париж в буквальном смысле мы прошли вдоль и поперёк - больше 250 км пешком. Удивительный город! Месяца не хватило чтобы побывать во всех значимых музеях, принять участие во всех значимых событиях. Космополитичный, толерантный, самобытный и живой город. Город, в котором здороваются с водителями автобусов, в котором ходят по улицам в национальной одежде, в котором не грех, расположившись на газоне открыть бутылку доброго вина и наслаждаться прекрасной городской архитектурой. Французы не только умеют принимать гостей, управлять туризмом, но и умеют учить гостеприимству, в чем я смог убедиться легендарной школе le cordon blue.
"Окрестности" тоже порадовали. К примеру в Нормандии (да в других регионах Франции) при въезде в деревню часто можно увидеть знак "Ville Fleurie" - дословно "цветочный" или "цветущий" город. Под знаком расположено от 1 до 4 "цветов" - это своего рода "звезды" присуждаемые на специальном конкурсе "Concours des villes et villages fleuris", принять участие в нем может любая коммуна. И это, конечно, замечательная традиция - такой конкурс не только стимулирует развитие городской среды, но и создаёт туристические магниты: когда я видел что деревне или городку присвоено больше трёх "цветов" меня это стимулировало прокатиться или прогуляться, посмотреть улицы и парки. Было бы здорово использовать этот опыт в России.
Из путешествий по России приятно удивил Тобольск. Наши города, за небольшим исключением, чумазые, неопрятные. Нагорная часть Тобольска ухожена и привлекательна для гостей города, со смотровой площадки со стороны кремля (кстати, единственного за Уралом выполненного в камне) открывается вид на могучий Иртыш. Тобольск - один из немногих городов, где туристы не просто передвигаются от музея к музею. В Тобольске есть где вкусно поесть в кафе и ресторанах, купить сувениры и местные специалитеты и просто погулять по городу, получая удовольствие от созерцания городской среды - красивых домов, памятников, церквей и скверов.
Проект 2020
Я надеюсь, что таких проектов будет много, но хотел бы чтобы получила продолжение наша инициатива по управлению качеством туристического сервиса - проект "Куратор качества и гостеприимства".
Люди существа эмоциональные, остро реагируют, особенно в путешествии на дискомфорт, особенно в общении. Невозможно выстроить бренд территории без качественно организованного сервиса, правильно укомплектованных гостиниц, качественной еды. Порой достаточно одного косого взгляда администратора в гостинице или официанта в кафе для того, чтобы гость всему городу поставил жирный "минус", и ещё и написал об этом во всех соцсетях.
По заказу и инициативе Агентства по продвижению и туризму Тюменской области эксперты РГУТиС провели проект "Куратор качества и гостеприимствах" в четырёх городах региона - Ялуторовске, Ишиме, Тюмени и Тобольске.
На первом этапе мы проводили мониторинговые исследование по чем-листам. Это очень близкое по методике исследование к "тайному гостю", разница в том, что наш подход основан на действующих ГОСТах и нормативных актах (для отелей, к примеру - положение о классификации гостиниц), а проводят исследование не обыватели, а профессионалы. На основании исследования проводятся семинары для руководителей: составляется программа специально для каждого города, с фокусом на преодоление выявленных проблемам. За тем - практическое обучение линейного персонала: поваров, администраторов гостиниц, смотрителей в музеях - прямо на предприятиях, "на местах". Удивительно, насколько действенным оказался проект. Оказалось, что предприниматели-отельеры и рестораторы сплошь самоучки, что музейщики никогда не учились технологиям гостеприимства, и что сами они в этом очень заинтересованы. Сотрудники приходили не в свои смены, задерживались до двух часов ночи - в общем, проявляли чудеса мотивации.
За месяц с небольшим работы "в поле" мы увидели не только "маленькие" позитивные изменения в работе - новые подачи в ресторанах, "правильную" работу шведской линии, приветствующих вставанием администраторов в гостиницах, но и настоящие "прорывы" в работе предприятий туриндустрии. В двух ресторанах появились новые шеф-повара, одна из гостиниц наняла тренинг-менеджера, запустили производство хлеба, открыли новый экскурсионный маршрут " Гастрономическое путешествие по рекам западной Сибири", всего и не перечислишь. Это пример "правильных" инвестиций со стороны региона и проекта, который находит отклик со стороны предпринимательского сообщества. Успех заряжает. Хочется продолжения - ведь проблема общая почти для всех "туристических" регионов страны.