Рина Абдул Вахид: «Поездка на Мальдивы - это для многих осуществлённая мечта»
29 марта 2021 года. Москва. Вести Туризм.
Мальдивские острова, бесспорно, стали для российских туристов открытием сезона 2020, такого для всех непростого. Во-первых, потому, что открылись для въездного туризма раньше большинства направлений – ещё летом. А во-вторых, наши соотечественники вдруг выяснили: эти далёкие и шикарные Мальдивы – вовсе не только отдых для богатых и очень богатых: на тропических островах имеются не одни лишь супер-лакшери виллы.
Обо всем этом мы побеседовали в один из дней недавно завершившейся в Москве туристической выставки MITT 2021, где Мальдивы традиционно были представлены красочным стендом, с руководителем мальдивской делегации, заместителем директора офиса по туризму Мальдивских островов госпожой Риной Абдул Вахид.
Вести Туризм. Мальдивы – постоянные экспоненты MITT?
Рина Абдул Вахид. Да. Мы пропустили только 2020 год – и то потому, что выставка тогда, по понятным причинам, не состоялась.
ВТ. Видите какую-то разницу с MITT 2019?
Рина Абдул Вахид. Все отмечают, что первый день выставки 2019 года был менее посещаемым, чем первый день нынешней, и это приятно удивляет. Люди соскучились по живому общению.
ВТ. Перейдём к итогам прошлого сезона. Год был стрессовый, тем не менее, для мальдивского туризма его нельзя назвать неудачным.
Рина Абдул Вахид. Как и весь остальной мир, Мальдивские острова впервые столкнулись с подобным глобальным вызовом. Как известно, наша страна во многом зависит от туризма. Именно поэтому мы на самом пике кризиса приняли на правительственном уровне решение: разработать максимально эффективные мер скорейшего его преодоления. Общими усилиями властей и бизнеса такие меры были подготовлены в кратчайшие сроки – и так же оперативно реализованы. Именно это позволило нам выйти из пандемической ситуации с наименьшими потерями. Мы смогли вновь открыться миру в числе первых направлений – уже в июле 2020 года.
И сразу же заработала новая маркетинговая стратегия. Маркетинг Мальдив на этом этапе решено было сфокусировать на онлайн-компаниях. А самое главное, Мальдивы практически к 15 июля получили Safe Travels stamp, подтверждающий безопасность нашего направления благодаря предпринятым санитарным мерам.
В результате, с середины июля и до конца года мальдивским курортам удалось принять 500 тысяч туристов. Это стало внушительным прорывом!
ВТ. Если я не ошибаюсь, очень велик процент российских туристов в числе этих 500 тысяч?
Рина Абдул Вахид. Да, именно так. С июля и до конца декабря российский рынок был на первом месте в общем объёме турпотока, и только в феврале Индия опередила Россию по этому показателю. А с января по 3 марта на наши острова прибыло 42 417 (21,4%) россиян и 46 541 (23,5%) гостей из Индии, которая, замечу, территориально гораздо ближе к Мальдивам – долететь проще и дешевле.
Мы искренне надеемся: Россия вновь выйдет на первое место.
На третьем месте – как ни странно, Украина, хотя ни прямых регулярных, ни чартерных рейсов оттуда нет, люди прилетают «обходными путями»: 13 350 туристов (6%). Из Казахстана с декабря курсирует прямой рейс Air Astana – один раз в неделю, и из этой страны уже прибыло 8 537 гостей (4,3%). Далее – Германия, Румыния (что удивительно), Чехия и Великобритания.
ВТ. С чем вы связываете столь резкий рост популярности в России вашего направления?
Рина Абдул Вахид. Конечно, мы прекрасно понимаем, что на каком-то этапе практически оказались вне конкуренции для российского рынка, который и прежде был для нас важен, но до 2020 года не считался рынком номером один.
Но не менее важно и то, что нам удалось убедить российских туристов: жизнь на островах, в силу их природных особенностей, абсолютно безопасна – в том числе и с санитарных позиций. Это жизнь вне толпы, с возможностью уединения – особый формат островного отдыха.
ВТ. Замечательно. Но всегда, в прежние времена, Мальдивы считались очень дорогим местом отдыха, доступным далеко не всем в России. Что-то изменилось в ценовой политике?
Рина Абдул Вахид. Думаю, для многих ваших соотечественников поездка на Мальдивы давно уже воспринималась некое как путешествие мечты… мечты недосягаемой. И в новых условиях они нашли возможность свою мечту осуществить.
Конечно, сразу после открытия нашего направления цены сильно отличались от тех, что были до пандемии. Но постепенно они менялись… в сторону, ясное дело, приближения к традиционным. Сейчас, я думаю, в пиковые даты они вполне соответствуют привычному уровню – всё зависит от того, насколько хорошо бронируется отель. Если все номера быстро заполняются, то цены, естественно, ползут вверх: это обычная рыночная политика.
Ну и, понятно, тем туристам, которые в прежние годы рассматривали в нашем регионе более доступные по ценам Бали, Таиланд, Шри-Ланку, в связи с закрытием этих направлений пришлось обратить свои взоры на Мальдивы – и оказалось, что это им вполне по силам. Вот так мы и выиграли в этой конкуренции.
Кроме того, помимо традиционного, уже привычного лакшери-сервиса на виллах, мы стали предлагать путешественникам гостевые дома, которые расположены, как правило, на локальных островах, где живёт и местное население. Это гораздо менее затратное размещение. Однако и здесь налицо все мальдивские преимущества – специфика отдыха на островах.
ВТ. Можно ли считать, что Мальдивы движутся к тому, чтобы стать доступными для самых разных социальных слоёв?
Рина Абдул Вахид. Всё равно для нас приоритетным останется лакшери-отдых – такова репутация нашего бренда. Мальдивы были, есть и будут местом роскошного островного отдыха. Но мы хотим показать, что есть у нас и другие возможности, доступные тем, кто не является привычным потребителем лакшери-сервисов.
ВТ. Расскажите подробнее о гостевых домах на Мальдивах. В чём специфика такого размещения?
Рина Абдул Вахид. Вы наверняка знаете о нашей базовой концепции «Один остров – один курорт». Если гость останавливается на таком курортном острове, то ему, как правило, нет необходимости выезжать за пределы острова.
Но если вы выбрали гостевой доме, то это будет, как правило, небольшой, номеров на 10, бутик-отель, который расположен на локальном острове, где живёт местное население. В гостевых домах обычно не бывает системы питания all inclusive. И, что важно, поселившись на локальном острове, турист должен учитывать законы и обычаи людей, рядом с которыми он находится. Так, например, местные жители на пляжах купаются в одежде. Но и тут у туристов есть выбор: имеются туристические пляжи (и некоторые из них прямо прилегают к гостевым домам), где можно не изменять своим привычкам – они тут называются bikini beaches, но если ты пришёл на общий пляж, то, будь добр, соблюдай принятые здесь правила.
ВТ. Но проживание среди местных жителей – это ведь ещё очень познавательно, интересно. Что нового могут узнать гости? Какие интересные активности им предлагаются?
Рина Абдул Вахид. На некоторых островах, где есть гостевые дома рядом с фермерскими плантациями, и гостю можно посмотреть, как местные жители выращивают фрукты, овощи. Мы знаем, конечно, что, в основном, вся сельскохозяйственная продукция на Мальдивах – привозная, но, тем не менее, производятся и свои продукты питания, потребляемые самими мальдивианцами.
Можно съездить на рыбалку с местными рыбаками, и это будет не «туристическая рыбалка», где вы платите деньги, а за это вам надевают рыбку на крючок, а самая настоящая рыбалка. То, как ловят на Мальдивах тунца, - незабываемое зрелище. Рыбачат тут только на удочку, потому что бережно относятся к природе. Тунца очень много. Он присутствует практически в каждом мальдивском блюде – практически три раза в день.
ВТ. Сейчас во многих мальдивских отелях получила распространение система all inclusive. Не снижает ли это репутацию фешенебельного мальдивского курорта до уровня средней турецкой дестинации?
Рина Абдул Вахид. Каждый из отелей действуют в своих интересах. И, я думаю, если ясно, что именно all inclusive востребован в той нише, на которую этот отель ориентируется, то он будет использовать эту систему питания. Но она распространена далеко не везде. И вряд ли когда-нибудь все подряд мальдивские курорты станут копировать турецкую систему обслуживания.
ВТ. На любом мальдивском курорте доступно употребление алкоголя? Или есть ограничения?
Рина Абдул Вахид. На курортах ограничений нет. Что до локальных островов, то, конечно, находясь в мусульманской среде, нежелательно демонстративно ходить с пивом по улице – надо уважать окружающих. Впрочем, любые мальдивские организаторы досуга всё прекрасно понимают и организуют, например, встречи заката с коктейлями, вечеринки с шампанским на яхтах и катерах, возят гостей на необитаемый остров в трёх минутах пути – и там ваши пристрастия точно никого не будут смущать.
ВТ. То есть исламские традиции не создают у туристов напряжения, неловкости?
Рина Абдул Вахид. За почти 50 лет существования мальдивских островных курортов (в следующем году мы готовимся праздновать юбилей) жители даже самых отдалённых островов привыкли к тому, что у туристов – свои представления о мире, свои привычки. И они очень толерантны, снисходительны к гостям. У нас им рады даже те, кто не занят в туристической индустрии.
ВТ. До какой степени офис по туризму влияет на политику каждого курорта?
Рина Абдул Вахид. Любой зарегистрированный объект размещения обязан соотноситься в своих действиях с теми нормативными актами, которые принимаются на государственном уровне. В первую очередь, это касается, безусловно, требований санитарной безопасности. И как бы далеко не находился курорт, мы регулярно приезжаем сюда с инспекциями. В ценовой политике отели, конечно, независимы. Но во всём, что касается дисциплины, соблюдения норм и правил, они обязаны подчиняться общегосударственным принципам.
ВТ. И насколько жёстко соблюдаются сейчас эти новые нормы и правила?
Рина Абдул Вахид. Есть определённый свод правил, гарантирующих безопасность туристов: соблюдение социальной дистанции, ношение масок в местах массового скопления людей и так далее. Всё это, безусловно, соблюдается повсеместно. В некоторых отелях предлагаются альтернативные варианты: например, делать чек-ин не в лобби, а онлайн. На пляже маски не нужны: ты на своей вилле, вне контактов.
Но имеется определённый нюанс: когда у туриста подозрение или подтверждённый диагноз коронавирусной инфекции. В этом случае у курорта есть выбор: оставить гостя на своей территории, но в изоляции или же перевести на другой, более крупный остров, где имеется зона обсервации. Хотя карантин на Мальдивах – это тоже курортные условия. Крупных карантинных зон на архипелаге – всего четыре. Остальные – небольшие, где можно временно изолировать заболевшего и откуда он сможет уехать после отрицательного теста.
ВТ. Были ли подобные случаи среди российских туристов – когда им потребовалась изоляция?
Рина Абдул Вахид. Думаю, да. Но, дело в том, что мы оберегаем своих гостей, и такая информация – абсолютно конфиденциальна. Ну, получил человек положительный тест, оказали ему необходимую медицинскую помощь, изолировали, дождался он нового, отрицательного теста – значит, всё в порядке. Одно точно могу сказать: ничего серьёзного с гостями из России, к счастью, у нас не случалось.
ВТ. Какие в ближайшее время планируете мероприятия по продвижению Мальдив на российском рынке?
Рина Абдул Вахид. После выставки у нас состоится турне по четырём городам России для встречи с представителями турбизнеса – хотим в ходе роуд-шоу присмотреться к потенциалу разных регионов вашей страны. Сейчас телеканал «Моя планета» снимает фильм на Мальдивах. А на май-июнь мы планируем в России большую мальдивскую фотовыставку, которую готовим вместе с National Geographic. В апреле будем участвовать в выставке «Дельфин»¸ которая посвящена очень популярному у нас дайвингу.
Беседовал
Константин Исааков
-0-
КИ