Глэмпинг – это модно, а теперь и в России
30 октября 2020 года. Вести Туризм. Алина Хорошева.
Рост интереса к путешествиям внутри России развернул турбизнес в сторону новых форматов организации туров. Один из таких вариантов – глэмпинг (благоустроенный кемпинг на лоне природы), весьма популярный за рубежом. О том, каковы перспективы развития этого направления туризма в России, сложностях и сегодняшнем положении дел в сегменте ИА «Вести Туризм» беседует с генеральным директором компании RussiaDiscovery, экспертом Вадимом Мамонтовым.
Вести Туризм: Вадим, сколько глэмпингов на сегодня существует в России?
Вадим Мамонтов (В.М.): В прошедшем сезоне в России работало около 100 глэмпингов. Рост сегмента по отношению к 2019 году составил более 100%. Такое же увеличение ожидается и в 2021 году.
На сегодня этот вид отдыха в России становится всё более популярным, у него есть большие перспективы для развития. И, конечно, определенную роль в этом сыграли ограничения¸ связанные с пандемией коронавируса. Но мы находимся в самом начале пути, и конкурс на гранты от Ростуризма, объявленный недавно, должен подтолкнуть отрасль к развитию.
Вести Туризм: Ваша компания принимает участие в конкурсе?
В.М.: Да, конечно! И рассчитываем, что это позволит нам продвинуться вперед, освоить новые территории для работы.
Вести Туризм: Ваши глэмпинги работают круглый год?
В.М.: Сегодня в России практически нет круглогодичных глэпмингов в силу того, что лишь редкие территории могут предложить круглогодичный турпродукт. Но главное, что спрос пока не достиг того уровня, чтобы компании могли позволить себе закупить и устанавливать соответствующее оборудование и модули для холодного времени года.
В Европе спрос на отдых в глэмпингах очень высок, к тому же более мягкие климатические условия позволяют создавать круглогодичные продукты, что делает более эффективным бизнес модель таких лагерей.
Мы же пока работаем с форматом глэмпингов только с мая по сентябрь.
Вести Туризм: Сложно ли работать с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ)? Какие есть проблемы во взаимодействии?
В.М. На данный момент ни одна из юридических форм взаимодействия с ООПТ – аренда или концессия – не прошла проверку практикой. Есть прецеденты, когда оформленные таким образом отношения между бизнесом и ООПТ, к сожалению, были подвергнуты пересмотру, иногда с драматичными последствиями. Вплоть до административной и уголовной ответственности для их участников.
Вести Туризм: Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
В.М.: Необходимы прозрачный законодательный механизм работы бизнеса с ООПТ, чтобы повысить привлекательность таких проектов для потенциальных инвесторов.
Вести Туризм: Какие варианты отдыха сегодня предлагает ваша компания в сегменте глэмпингов?
В.М.: У нас в разработке находится сразу несколько территорий. Среди них Камчатка, Сахалин, Карелия, Кавказ. Этим летом мы делали пятидневные туры с проживанием в куполах глэмпинга на Кольском полуострове. Цена такого тура составляла 85 тысяч рублей и в неё входило проживание, трехразовое питание, насыщенная экскурсионная программа, трансферы – от встречи в аэропорту – до проводов на самолёт.
Вести Туризм: Глэмпинги приобретаете за рубежом или уже есть производители в России?
В.М.: Работаем с российскими производителями, и качество куполов/шатров, которые они делают, нас устраивает.
Вести Туризм: Что есть в этих «домиках» для удобства туристов?
В.М.: Ничего лишнего, только самое необходимое: деревянные кровати, шкафчик для одежды, стол и стулья, обогреватель, электропростыни. Банное помещение и туалеты находятся отдельно.
В зарубежных глэмпингах в лагерях устанавливают модули, в которых есть туалеты и душевые. Мы пока только идём к этому.
Вести Туризм: А как организовано питание в модных лагерях?
В.М.: На Кольском полуострове мы специально приглашали хорошего шеф-повара из Карелии. Он готовил нашим гостям блюда северной кухни уровня «премиум» из местных натуральных продуктов. Все наши гости остались довольны.
Вести Туризм: Вадим, по вашему опыту, какие туристы могут выбрать для отдыха глэмпинг? Портрет уже обрисовали?
В.М. Портрет пока формируется (вместе с самим сегментом), но черты уже четко наметились… Это представители среднего класса, - ТОП менеджеры и их заместители, ведущие сотрудники крупных компаний.
Часто за таким продуктам к нам приходят корпоративные клиенты. Так, например, в наш лагерь вывозили свои команды Volvo и Теlе2.
Как правило, это люди, ищущие новых впечатлений и желающие сбежать от рутины городской жизни как можно ближе к дикой природе.
-0-