Геннадий Шаталов: «У российских регионов нет стратегии продвижения»
Сегодня день рождения человека, которого в российской туриндустрии знают практически все. И не просто знают, но и обращаются к нему за советом, консультацией, одобрением. А скольким интереснейшим стартапам он помог – этого вообще не счесть.
На наши вопросы отвечает Геннадий Шаталов, председатель Правления ФРОС Region PR основатель Национальной премии Russian Event Awards, Всероссийской туристской премии «Маршрут года», Всероссийского конкурса «Туристический сувенир», Всероссийского конкурса «МедиаТур», член Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, руководитель комиссии по событийному туризму РСТ, лауреат Национальной премии «Серебряный Лучник», лауреат Национальной премии «Медиа Менеджер России».
Вести Туризм: Геннадий Васильевич, каким бы ни был год жизни (простым или сложным, запоминающимся или рядом) день рождения – это всегда какие-то итоги. А уж этот год…
Геннадий Шаталов: Прошедший год жизни был для меня очень активным, насыщенным и даже результативным. Началось с того, что свой день рождения год назад я праздновал вместе с друзьями из Воронежа, Москвы, Твери, Торжка, Сарапула, Владимира, Йошкар-Олы в Тверской области на Фестивале «Сказочная Кава», и уже это стимулировало, видимо, яркое начало очередного года.
А он стал для меня знаковым во многих отношениях, и все они связаны с моей профессиональной деятельностью.
Во-первых, в декабре 2019 года мы в 15-й раз подвели итоги Премии в области развития общественных связей RuPoR: в конкурсе участвовали проекты из 42 регионов страны.
Во-вторых, Национальная премия Russian Event Awards по факту стала международной, и в финале конкурса в Самаре мы увидели презентации классных событий из Республики Беларусь и Латвии. Вообще финал премии в Самаре был знаковым во многих смыслах: благодаря коллегам из Нижнего Новгорода у нашей премии Russian Event Awards появился свой гимн, а 17 ноября решили сделать Днем событийного туризма России.
В-третьих, наш совместный туристический сувенир с ТМ «Сугревъ» стал обладателем Гран-при Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» и был вручен делегатам Всемирной туристской ассамблеи (UN WTO).
В-четвертых, мы провели V юбиленый Всероссийский образовательный форум «Россия событийная».
В-пятых, наше агентство ФРОС Region PR вошло в ТОП-40 в Национальном рейтинге коммуникационных компаний страны, что, несомненно, является большим успехом.
В-шестых, в условиях пандемии успешно запустили 2 новых проекта: «Дайджест #ПораПутешествоватьПоРоссии» и «Интервью с лидерами сообщества #ПораПутешествоватьПоРоссии».
В-седьмых, успешно реализовали образовательный проект «Школа событийного туризма» для Свердловской области, и теперь эту модель планируем распространить и на другие субъекты РФ.
Итоги, конечно, можно подводить ещё долго, но эти, пожалуй, самые важные.
ВТ: При таких обширных итогах и планы наверняка грандиозные – несмотря ни на какие пандемии?
ГШ: Мы вместе с коллегами дали старт Федеральным туристическим премиям: Russian Event Awards, «Маршрут года» и «Туристический сувенир», и на каждый из конкурсов уже поступило большое количество заявок.
Сейчас идёт активная работа по завершению работы над книгой «Туристический сувенир: от идеи до туриста», которая станет первой книгой в России, полностью посвященной проектированию и созданию сувенирной продукции для туристов. На крупнейшей отечественной краундфандинговой платформе Planeta.ru происходит сбор средств на подготовку и издание этой книги. Поддержать проект можно здесь.
Параллельно ведётся работа над методическим пособием «Алгоритм создания туристического события». Думаю, впереди ещё немало других проектов, но о них пока рано…
ВТ: И всё же, нынешний год, признаемся, очень непрост. Что изменил он, на ваш взгляд, в российской туриндустрии?
ГШ: Резко обострилась конкуренция во внутреннем туризме, что вызвало появление новых туристических продуктов – например, чартеров в регионы страны. Не могу не отметить успешный проект компании TUI по запуску чартеров в Бурятию.
Но я бы хотел сказать о том, чего не хватает большинству регионов в развитии туризма. Не стану акцентировать внимание на такой важной проблеме, как недостаточное развитие туристской инфраструктуры. Остановлюсь на другой, не менее важной проблеме: проблеме продвижения.
При возрастающей конкуренции увеличивается роль правильного понимания конкуренции и правильного позиционирования и продвижения территории.
Российские территории должны понимать, что в сфере туризма они конкурируют не только друг с другом, но и со всем миром. В июле этого года из-за отмены выездов за пределы страны возрос спрос на отечественные курорты. Но с августа открывается Турция, и российским курортам уже предстоит конкурировать за нашего же туриста не друг с другом, а ещё и турецкими курортами.
Главная проблема подавляющего большинства наших регионов в отсутствии стратегического подхода к позиционированию и продвижению своего регионального туризма.
Не могу не напомнить цитату Сунь Цзы из книги «Искуство войны», которую я постоянно привожу в своих выступлениях: «Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением».
Большинство регионов осознали важность продвижения своего туристического потеницала, активизировали свое присутствие в информационном поле, проводят инфотуры и пресс-туры. Но все эти действия носят разовый характер и, как правило, являются тактическими действиями без единой стратегии. Тактика есть, стратегии нет. И налицо существующая сейчас неопределенная картина.
-0-