Это - моя земля. Андрей Сулейков о качественном продвижении городов и территорий.
Судите сами:
АНДРЕЙ СУЛЕЙКОВ - писатель, член Союза писателей России, лауреат премий имени Бунина и Некрасова, номинант премии «Писатель года». Автор и продюсер серии киберпутеводителей «Это моя земля». Член Русского географического общества. Преподаватель сторителлинга. Лектор общества «Знание». Ведущий образовательных программ в учебных заведениях: РАНХиГС, РГУТиС, МАГУ, РГГУ, Финансовый университет, Сириус, Сенеж, Машук. Специалист в продвижении территорий. Коллекционер городских легенд. Эксперт Федерального центра гуманитарных практик РГГУ.
Мы встретились с Андреем и поговорили с ним о проекте "Это - моя земля" после лекции, которую наш собеседник провел в Финансовом университете при Правительстве РФ для студентов магистратуры, обучающихся в рамках программы "Когнитивный дизайн социума" (Курс - "Среда малого исторического города".
Вести туризм: Как возникла идея проекта?
Андрей Сулейков: В общем, все просто. Сейчас параллельно идут два процесса, выезд из России по разным причинам затруднен, тогда как, страна наша, как оказалось - вполне привлекательное место для путешествий. У нас столько всего интересного - но об этом, к сожалению, не все знают. Жизни может не хватить, чтобы побывать везде. И одна из задач нашего проекта - просто дать возможность людям сфокусировать свое внимание на том, что им интересно в первую очередь.
Конечно, жанр путеводителя известен с античных времен, да и новые технологии породили большое количество самых разнообразных форматов: можно смотреть, читать, слушать, но основной вопрос остался прежним, - как в море контента найти то, что тебя действительно интересует, то, что затрагивает сокровенные струны твоей души? В каком месте возникнет та эмоция, которую потом ты будешь переживать всю жизнь?
Наши путешествия - это не сверка сухой информации полученной в бесстрастном путеводителе с собственными ощущениями, в некотором смысле мы путешествуем за счастьем открытия, переживаниями, удовлетворением. В этом, на мой взгляд, суть туризма, и точность, конечно же важна - когда мы оцениваем риски, цены, время, но, вся эта точность нам нужно после того, как возникает желание путешествия. Мы ищем чуда, открытия, погружения в сказку, миф, точнее даже, в сознательном возрасте нам важно научиться управлять мифом, жить на грани: вот это правда, а вот это уже мы точно не знаем, вот оно шотландское озеро, а вот там, наверное, есть местное чудовище. Вот она заброшенная крепость, а здесь, говорят, раз в году появляется привидение. Будем ждать? - спрашивает гид - и послушные туристы, если у них конечно есть время, послушно ждут. А сколько людей приехало посмотреть место, где Афродита вышла на берег?
ВТ: Да, что говорить, мифологии в туризме - хоть отбавляй!АС: И спешу вас уверить - мифологии, в хорошем смысле этого слова, на бескрайних российских просторах - тоже много. Важно найти ее - и рассказать о ней всем желающим, в доступном формате. С тем, чтобы у каждого потенциального туриста, искателей чуда - был выбор - куда отправиться в этот раз. Так появилась идея проекта "Это - моя земля". Очень важно: мы намеренно отказались от сухого перечисления набора городских объектов, представляющих интерес для туристов. Как часто и по какому поводу вы читаете учебник? И чаще ли, вместо учебника, мы читаем интересную книжку? По сути все мы остаемся детьми, которым читали сказки... Подсознательно мы всю жизнь тянемся именно к этому формату получения информации.
ВТ: Но тут сразу встает вопрос: владение художественным словом не является массовым навыком, где взять столько авторов, чтобы они одинаково интересно писали о почти 700 городах России?
АС: В общем правильно, но давайте я напомню. Мы являемся свидетелями колоссальной технологической и коммуникационной революции, сопоставимой, вероятно, с революцией в коммуникациях, которую совершил Иоганн Гутенберг, придумавший книгопечатание. Что мы имели совсем недавно? Очень избранное сообщество литераторов, очень ограниченный выбор каналов доставки контента... Мы никогда не узнаем, сколько, на самом деле, в России было Пушкиных и Толстых - просто потому, что возможностей у авторов выразить себя, и у читателей - ознакомиться с этим самовыражением, были ограничены. Эту задачу не решить, если не рекрутировать в рассказчики всех, кому есть что поведать миру. И здесь очень важно найти авторов, которые собственно и живут в тех местах, о которых они рассказывают. Потому сегодня я обучаю сторителлингу с привязкой к туризму и по сути объясняю всем заинтересованным людям: как можно конвертировать знания о том или ином месте нашей страны в творческие, креативные проекты, которые в конечном итоге приведут к позитивным изменениям. Проект "Это моя-земля" - помогает местным авторам найти себя, предложить новый контент - не обязательно текст, но и кино, театр, фестиваль и т.д. главная идея - найти чудо, сказку, которая в дальнейшем станет магнитом притяжения для вашего города или территории.
ВТ: Спасибо, и удачи!
PS: А здесь можно посмотреть наше интервью с Андреем Сулейковым на выставке "Отдых" два года назад.