Дарья Колпашникова: «Венеция, которую вы никогда не видели...»
19 апреля 2021 года. Москва. Вести Туризм.
27 апреля в музее-заповеднике «Царицыно» откроется выставка «Под маской Венеции». Впервые в России будут представлены более 100 оригинальных экспонатов из Фонда городских музеев Венеции (Fondazione Musei Civici di Venezia). Выставка продлится до 29 августа 2021 года и расскажет о жизни венецианцев в XVIII веке, в эпоху авантюр, тайн и маскарадов.
Наш собеседник – Дарья Колпашникова, специалист выставочного отдела музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения, куратор выставки «Под маской Венеции».
Вести Туризм. Как возникла идея? От кого она исходила – от российской стороны или от венецианской?
Дарья Колпашникова. Музей-заповедник «Царицыно» в последние годы становится все более известным среди москвичей благодаря нашим эффектным и масштабным выставкам-историям, и проведение такого крупного международного проекта было лишь вопросом времени.
Это не первый наш проект с предметами из других стран, но первый подобный опыт сотрудничества с Италией. Фонд городских музеев Венеции поддержал нашу идею провести в Царицыне выставку о XVIII веке, и – чем я очень горжусь – итальянские коллеги согласились с концепцией выставки о карнавале и приключениях в городе на воде. Им было интересно, какой новый взгляд на их «материал» мы предложим – и, кажется, получилось действительно свежо и, в то же время, обоснованно с точки зрения истории искусства и культуры.
ВТ. Почему именно Венеция? А, скажем, не Рим? Или не Флоренция?
ДК. У каждого итальянского региона был свой период, когда он раскрывался и «сиял» особенно ярко. Одной из наших царицынских основных тем является история XVIII века, а именно Венецию в это время называли второй столицей Европы наравне с Парижем. Венецианская республика закончила свое существование в конце века, в 1797 году, с приходом войск Наполеона – и все сеттеченто (от итальянского settecento: так называют 1700-е годы) в Венеции можно сравнить с прекрасным, щемящим сердце величественным закатом. Последние сочные краски – на прощание. Эпоха великих Тициана и Тинторетто была уже позади, мощь венецианских купцов поблекла, но именно в XVIII веке в Венеции случались самые яркие и веселые карнавалы в истории человечества, появлялись чудесные пьесы и мелодии, кипела азартная и таинственная жизнь.
ВТ. Эта выставка – часть некоего большого цикла? Если она таковой не замышлялась, то, может быть, некий цикл из неё вырастет?
ДК. Мне сложно говорить о цикле – ведь мы в Царицыне регулярно делаем проекты на тему бытовой культуры XVIII века (например, недавно у нас была выставка «Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия»). Хотелось бы верить, что зрители поддержат наш интерес к зарубежным коллекциям и зрелищным выставкам. Нам с коллегами есть что им предложить и в грядущих выставочных сезонах.
Что я знаю наверняка – выставкой «Под маской Венеции» мы предлагаем новую для столичных музеев интонацию: мы приглашаем посетителя в путешествие во времени и буквально погружаем его в пространство интеллектуального квеста, в котором ему нужно будет выбрать свою судьбу гостя венецианского карнавала и где он сможет почувствовать себя главным героем внутри театральных декораций. Конечно, в этом музейном приключении мы не забываем делиться с ним информацией и показывать замечательные и ценные экспонаты, но делаем это легко и увлекательно. Думаю, это первый подобный проект – но не последний.
ВТ. Как-то связана идея проведения подобной выставки с пандемийными реалиями? Условно говорят, «Если не мы в Венецию, то Венеция к нам».
ДК. Музейные проекты готовятся долго и кропотливо, и наша выставка была задумана еще в начале 2019 года, в мире, который жил по совершенно иным правилам – когда можно было безо всяких ограничений прилететь в Венецию, да и правила пребывания в музее были значительно менее строгими, чем сегодня. Название «Под маской Венеции», родившееся тогда же, теперь обрело совершенно новые краски.
А желание погулять по Венеции при абсолютной невозможности его реализовать к апрелю 2021 года стало гораздо острее. Так что, наверное, наш проект стал очень своевременным. Мы старались создать объемное ощущение путешествия в Венецию, один из красивейших городов на свете – и уж точно самый необыкновенный.
ВТ. Расскажите о самых ярких, интересных экспонатах, которые приедут в Москву. И о том, который можно считать самым главным.
ДК. За статус главных экспонатов выставки в моем сердце соревнуются уникальные, исключительно венецианские предметы: нос гондолы и статуя льва, спутника святого Марка, покровителя Венеции. Эти вещи будут встречать наших посетителей в первом зале.
Среди предметов, которые приехали к нам из Фонда городских музеев Венеции, нет ни одного случайного – мы с моим сокуратором, Кьярой Скуарчиной, руководителем ряда музеев, входящих в Фонд, тщательно их отбирали, ведь путь им предстоял непростой. Но есть вещи, при взгляде на которые перехватывает дыхание – настолько невероятными они кажутся.
Например, фруктовница с хрупкими стеклянными фруктами-обманками, совсем как настоящими. Роскошное платье для статуи Богоматери, так называемой Мадоннины, сшитое по моде середины XVIII века. Набор с настольными играми из настоящего венецианского игорного дома, от которого не отказались бы и современные любители настолок. А при взгляде на карнавальные маски XVIII века вдруг понимаешь, что все те приключения Казановы, все те истории про венецианцев, носивших маски в дни карнавала, даже отправляясь по своим будничным делам – все это правда было!
ВТ. Почему именно в Царицыно? В нём есть некое созвучие «венецианскому карнавальному духу»?
ДК. Мне кажется, даже в наши дни «Царицыно» - это праздник, сказочный дворец в мегаполисе. А в XVIII веке наш дворцовый комплекс был заказан императрицей Екатериной II, чтобы стать загородной увеселительной резиденцией, местом для маскарадов, балов и отдыха – очень в венецианском вкусе (венецианцы еще со времен Ренессанса были заядлыми «дачниками» и ценили загородный досуг на виллах).
Кроме того, если вглядеться в царицынские архитектурные элементы, нашу «нежную готику», можно выделить стрельчатые окна и арки, балкончики с аркадами, окошки-люнеты, внутренний дворик Хлебного дома, где как раз проводится выставка – все эти детали относят воображение к оформлению венецианских готических и ренессансных палаццо.
ВТ. Расскажите подробнее о двух вариантах маршрута по экспозиции. В чём именно будет выражаться иммерсивность осмотра выставки?
ДК. Иммерсия – это погружение, и мы пробуем погрузить наших посетителей в атмосферу венецианского праздника и за счет дизайна выставки, ее структуры, предполагающей выбор, и за счет вовлечения различных органов: вы сможете рискнуть в казино, сыграв в азартную игру XVIII века на сенсорном экране, прикоснетесь к предметам, которыми торговали венецианские купцы. Более того, благодаря нашей парфюмерной зоне, разработанной совместно с итальянским брендом Acqua di Parma, вы даже сумеете ощутить, чем пахло в кабинете купца – пряностями, сандалом, кожей и другими ценными товарами, которые встречал венецианский порт.
ВТ. Экспозицию формировало множество участников – как итальянских, так и российских. Чей вклад стоило бы особо отметить?
ДК. Прежде всего, Фонда городских музеев Венеции и, в частности, палаццо Мочениго, музея Коррера, палаццо Ка-Реццонико, Дома-музея Карло Гольдони и Музея стекла на острове Мурано. Именно Фонд предоставил большинство экспонатов выставки.
Кроме того, в венецианской части выставки участвуют Государственный музей имени Пушкина, Фонд In artibus, Московский государственный университет геодезии и картографии и наш музей-заповедник. А русский зал, посвященный впечатлениям Джакомо Казановы и других итальянцев, посетивших Россию в XVIII веке, был собран благодаря участию музеев-усадеб «Останкино» и «Архангельское», Государственного исторического музея. Большое спасибо всем коллегам, которые поддерживали нас в моменты переноса выставки и сохраняли за нами возможность экспонировать из сокровища на «Под маской Венеции».
Выставка стартует в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», который традиционно объединяет яркие культурные события в нашей стране, и мы очень признательны вниманию этого большого фестиваля к нашему проекту.
ВТ. В связи со сложной санитарной ситуацией, условия посещения выставки ныне особые. Нельзя просто прийти и купить билет. Что нужно знать и что сделать человеку, который хочет осмотреть экспозицию?
ДК. Прежде всего – что его очень ждут в Царицыне! Мне кажется, все уже начинают привыкать к новым правилам и необходимости заранее купить билет онлайн – на сайте музея-заповедника или на Mos.ru. В любом случае, мои коллеги всегда рады помочь и сориентировать.
Затем – что он в любом случае не одинок на своем пути к постижению тайн города на воде. С издательством «Арт-Волхонка» мы подготовили каталог выставки «Под маской Венеции», который уже можно купить в нашем музейном сувенирном магазине и в книжных магазинах в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В нем собраны статьи от замечательных экспертов в области итальянской культуры, искусства и быта: так, мы рассказываем о венецианском застолье, о развлечениях и буднях аристократов, об азартных играх. А еще я написала, а Ольга Медведкова проиллюстрировала красочную детскую книжку-гармошку «День и ночь в Венеции» о том, как подготовиться к венецианскому карнавалу.
В выходные дни на выставке можно будет встретить арт-медиатора, который поможет погрузиться в венецианскую историю. А можно спланировать визит так, чтобы попасть на экскурсию или на интерактивный квест Viva Venezia по выставке и почувствовать себя детективом в разгар карнавала. Или послушать лекцию от экспертов в области итальянского искусства. Подробная информация о нашей насыщенной событийной программе уже есть на сайте музея.
И те, кто давно обожает Италию, и те, кто только мечтает о том, чтобы побывать в этой стране, надеюсь, оценят наше воображаемое путешествие в Венецию.
Беседовал
влюблённый в Венецию
Константин Исааков
- На снимках – некоторые из экспонатов выставки: Крылатый лев. Неизвестный резчик. Дерево, позолота. Италия, Венеция. XIX век. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррер
- Карнавальные маски «ларва». Холст, клей, гипс, краска, папье-маше. Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов
- «Регата на Большом канале». Неизвестный художник, школа Каналетто. Холст, масло. Италия, Венеция. Первая четверть XVIII века. Фонд городских музеев Венеции, Музей Коррер
- Фужеры и рюмки. Стекло бесцветное, стекло молочное, филигранная (венецианская) нить. Россия, Калужская губерния, село Милятино, завод Ф. Орлова (?). 1790-е годы. Государственный музей-заповедник «Царицыно»
- Веер-плие «Приём у венецианского дожа». Бумага, перламутр, фольга, жёлтый металл, стразы, шёлк, металлические нити, роспись акварелью и золотом, резьба, штамповка, литография, тиснение, шёлковые, серебряные и золотные нити, хлопчато-бумажный шнур, металлизированный шнур, басонные работы. Италия. 1850–1860-е годы. Государственный музей-усадьба «Останкино»
- «Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца». Джузеппе Валериани (1708 (?) — 1762), по рисунку Михаила Ивановича Махаева (1718–1770). Холст, масло. Россия, Санкт-Петербург. XVIII век. Государственный музей-усадьба «Архангельское»
- Кабинет. Дерево, бронза, лазурит, оникс, яшма, инкрустация, резьба, чёрный лак, литьё. Западная Европа. XVIII век. Государственный музей-усадьба «Останкино»
-0-
КИ