images/2023/March2023/27/2_0.jpg

Что за комиссия, создатель?

28 марта 2023 00:19:54
Союз экскурсоводов РФ просит Минэкономики РФ повременить с контрольной датой требования аттестации.

Вместо предисловия.

Для экскурсионного дела через 3 месяца наступает час «Ч»: 1 июля 2023 г. Именно с этого дня на территории РФ запрещено проводить экскурсии неаттестованным экскурсоводам и гидам-переводчикам.

Впрочем, тут у многих в головах возникает некоторая путаница: закон об обязательной аттестации вступил в силу годом раньше. Просто до 01.07.2023 предусмотрен переходный период, аттестацию требовать не должны. Но полиция местами уже сейчас производит отлов неаттестованных лиц, незаконно – с ее, полиции, точки зрения - собравших пару десятков людей на улице. Что это у вас? Экскурсия? Нет, это не экскурсия, у вас же нет аттестационной карточки экскурсовода. Как это происходит – многие видели: стоит экскурсионная группа посреди тротуара, а гид сбивчиво доказывает суровым дядькам в форме, что он – не верблюд. Отбиться пока удается, ведь час «Ч» все-таки еще не настал.

Понятно, что деваться законопослушному экскурсоводу некуда, надо сдавать квалификационный экзамен, и как можно скорее. Вот только – кому, что и как?

По данным реестра лицензий/разрешений, опубликованном на портале Контрольно-надзорной деятельности , по состоянию на 23 марта 2923 г из 87 регионов РФ в 57-ми, то есть более, чем в половине, аттестовано менее 20 экскурсоводов и гидов-переводчиков! В Московской области – 16, в Ленинградской – 5, в Псковской области – 11, в Ивановской - 7 и т.д. Больше аттестационные комиссии проэкзаменовать пока не успели.

Более того, в 28 регионах аттестация в принципе не началась! А среди них есть и такие туристические, как Владимирская, Новгородская, Калужская области. Мало того, аттестация не началась даже в Москве (где, впрочем, еще полгода будут действовать старые аккредитации, имеющиеся у многих гидов-переводчиков и у некоторой части, но далеко не у всех экскурсоводов, проводящих экскурсии на русском языке). Комитет по туризму Москвы, сообщает, что до 1 июля начать аттестацию они не успевают. Ну и что, что как раз с 1 июля и запрещено проводить экскурсии без соответствующей карточки? Нет, никакого противоречия здесь нет!

Спрашивается, что же ждет нас в наступающем туристическом сезоне? Хватит ли туристам экскурсоводов? И как быть тем, кто с 1 июля лишится права на экскурсионный заработок просто потому, что аттестационная комиссия в их регионе еще не готова принять у них экзамен, либо процедура экзамена совершенно не отработана и дело идет с большими сбоями?

****

Говорят, что бессмертное произведение А.С.Грибоедова «Горе от ума» до сих пор изучают в разных странах в дипломатических школах и академиях – дабы разобраться в хитросплетениях загадочной русской души. Действительно, всего лишь одна фраза – «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» - а сколько в ней смыслов! Какими красками она играет и при просвещённом абсолютизме Александра I, и при зрелом социализме Леонида Ильича и даже в наше время, когда в общем не очень понятно, - а что дальше будет со всеми нами.

ТакойУчеба и экзамены с нами всю жизнь. Источник

Взять, например, экзаменационные комиссии в ВУЗах. Все мы помним, как, будучи студентами, тряслись перед сдачей диплома и госэкзаменами. Как не спали ночи напролет выучивая бесконечные формулы, или, например, звучные определения чего-нибудь. Как вчитывались в детали, сноски, комментарии, примечания - с тем, чтобы в конце ответа блеснуть какой-либо как-бы значимой информацией, чтобы показать группе мужчин и женщин, коих Создатель назначил комиссией конкретно к вашему случаю, свои знания, навыки и компетентность, превышающие все мыслимые пределы.

И все мы опасались, что всего через 10 минут, после вашего блестящего ответа может возникнуть неожиданный каверзный вопрос от почтенного профессора или развязного «практика», - членов Государственной Экзаменационной Комиссии, который собьет вас с толку и вгонит в краску – и доведет в итоге до нервного срыва – ведь вы же отличник-ботаник...

Правда, суровость приговоров комиссий, обычно разбивается о всеобщую российскую расхлябанность: скажите, сколько раз после окончания ВУЗа вас спрашивали – что вы получили на госэкзамене, или - о чем была тема вашего диплома?

***

Чиновники – они ведь тоже люди, и те из них, кто отвечает на разных уровнях Российской Федерации за туризм, как и любые другие чиновники, комиссии очень любят. Комиссии и разнообразные «рабочие группы» о том и сем выскакивают в отечественном турбизнесе на каждом шагу.

Вот, например, есть такая тема – «гиды-переводчики и экскурсоводы».

Вообще, конечно, с точки зрения нормального государственного служащего, люди, которые себя так называют, априори опасные и непредсказуемые. Судите сами: явно что-то знают, ни у кого ничего не просят, рассказывают что-то туристам, те им внимают да ещё и платят деньги – а ведь надо ещё разобраться – а что именно рассказывают эти гиды/экскурсоводы? А, может, выдумывают все? А, может, высоту шпиля Петропавловского собора сами не знают? Не засоряют ли, не дай бог, головы гражданам?

Подозрительные люди: ходят и что-то рассказывают. 

И самое главное – как проконтролировать этих опасных людей? Ведь за последние 20 лет отечественный чиновник хорошо уяснил: главное – учет и контроль. Ну и выполнение поручения от вышестоящего начальника – превыше всего.

Конечно, государственная машина не успевает за всеми процессами, происходящими в обществе. Гиды-переводчики и экскурсоводы, как класс, долго оставались вне, так сказать, пристального внимания законодателя. Никто толком не понимал, как регламентировать их труд и в конечном итоге контролировать. У отечественных чиновников-регуляторов забот и без указанной категории работников туристического труда было более, чем достаточно – то туроператор или авиакомпания какие-нибудь гикнутся, оставив долгов на миллиарды… или взять, например, отели с ресторанами – это же просто кладезь поводов для проверок, ревизий, и не побоимся этого слова, коррупционной составляющей на каждом шагу! А детский отдых? А бесконечномиллиардная история с электронной путевкой?

Но, дошла! дошла очередь и до регламентации трудов гидов и экскурсоводов. Ну не могло наше государство пройти мимо столь лакомой добычи, так сказать, «лакуны», образовавшейся по недосмотру не всегда профессиональных деятелей, заведовавших сферой туризма и гостеприимства в РФ. Вот оно: люди есть, явно что-то знают, кого-то просвещают, что-то зарабатывают, а сколько их в стране - никому не ведомо. И мы, регуляторы, как говорится, мышей не ловим. Непорядок. Гид, работающий с иностранцами – это, можно сказать, ответственный сотрудник: он – лицо страны, ее посол доброй воли, заботливая, но строгая мать неразумного дитяти – заезжего туриста.

Достаточно большое количество гидов-переводчиков, работающих сегодня в России, помнят еще незабвенные времена старого Интуриста – когда работа в государевой монополии и хорошо оплачивалась, и радовала неожиданными бонусами… Таких людей в Интуристе готовили, монополист выстроил для них целую систему образования, осуществлявшую качественную подготовку тогдашних специалистов. Гиды состояли в штате и получали фиксированную зарплату, контрольный текст экскурсий и маршруты писали методисты, отступать от него можно было весьма незначительно.

Такой значок носили гиды Интуриста Источник

Но, сначала перестройка, а затем и экономические реформы 90-х разрушили старую систему. Гиды и экскурсоводы оказались сами по себе – единицы устроились в туроператорские компании штатно, кто-то оформил ИП, кто-то – самозанятость, кто-то работает вне правового поля…

И тут - «китайское вторжение». Вдруг оказалось, что в России недостаточное количество гидов, профессионально умеющих работать в новых реалиях. Например – наши люди банально не знают языка, а оказывается, в этом китайском языке есть диалекты – и они разные! И профессор истории, когда-то выучивший, как ему казалось, классический академический вариант китайского языка, вдруг узнавал во время экскурсии, что его банально не понимают.

В последние годы перед пандемией в России нарастал туристический поток из Поднебесной. Китайцы – люди практичные, достаточно быстро разобравшись в существующих на местном рынке правилах игры по работе с иностранными туристами, они тут же поняли, что проще обучить своих, а затем отправлять их вместе с группами в далекую северную страну, тем самым снижая себестоимость своего туристического продукта – увеличивая, таким образом свою прибыль. Китайские группы стали жить в «китайских» отелях, питаться в китайских ресторанах и заходить в «китайские» сувенирные магазины.

Китайские туристы с удовольствием путешествуют по РоссииИсточник

- А как же мы? - спросили себя гиды-россияне. Как же наши заработки? Как же наша прибыль?

Во всем мире местный гид-переводчик – не просто рассказчик, зачастую он является главным связующим звеном между кошельком туриста и того или иного предприятия общественного питания, или сувенирного магазина, или шоу, иногда - отеля. Он – гид: он знает, куда идти и что делать, он – переводчик, он – гарант безопасности щекотливого момента оплаты за что-либо кому-либо.

Уполномоченному по правам предпринимателей пошли гневные письма о надругательствах над отечественной историей со стороны непрофессиональных китайских гидов. Возникло мощное лоббистское течение, прежде всего со стороны гидов-переводчиков, работающих с иностранными туристами. Решение было принято следующее: нужен закон, который запрещал бы иностранным гражданам работать в качестве гидов в России. Благо в любой уважающей себя развивающейся стране такой закон есть. Ну, или почти такой. (Но кто у нас, на самом деле, читает чужие законы?)

- А лицам, имеющим вид на жительство и разрешение на работу можно? – спросили разного рода иностранцы, в том числе и имеющие гражданство стран СНГ, в том числе и китайские студенты, обучающиеся в большом количестве в российских вузах.

- Нет, грозно ответили лоббисты в тельняшках и камуфляже, - никто, кроме нас.

Ну а коли надо написать закон, тут-то машина и завертелась. Ведь не можем же мы выпустить специальный закон, регламентирующий отдельно взятый «китайский» сегмент сферы российского рынка и гостеприимства. Надо вписать сюда что-то еще, так сказать, добавить соли и перца по вкусу. Кстати, а вот эти, кто не с иностранцами, а кто ходит по Садовому кольцу и что-то вещает? Экскурсоводы!

Под раздачу в новом регулировании попали и экскурсоводы – мы же все про них помним – это те самые люди, которые что-то знают и продают свои знания за деньги – и, по большому счету, очень похожи на вольных художников: что-то такое непонятное – или даже понятное – рисуют, т.е. пишут, «они так видят», и потом свои картины продают. И работают, преимущественно, с россиянами. Большинство из гидов – фрилансеры, которые сами себе создают «рабочие места», аудиторию, рекламу, оплачивают вынужденные простои (в том числе в пандемию ковида) и больничные. Они ничего не просили и ничего не получали от государства. Работали с группами, индивидуальными туристами, пользуясь агрегаторами, разными видами рекламы и – никто не отменял – сарафанным радио.

Глубокая мысль создателей нового законодательного акта была следующей: как китайцам непозволительно вести экскурсии в России, так и экскурсоводам надо поставить специальные рогатки и сетки. Например – поддержим, так сказать, местного производителя. Если ты живешь в Москве – проводи экскурсии по Москве и никуда дальше не лезь, а вот уже в Тверь или Тулу, скажем, до которой полтора часа езды, уже ни ногой – ну или докажи специальной комиссии (вот она!) свои эпохальные академические знания.  

А чтобы сдать такой экзамен – надо пройти обучение. И неважно, что у вас два высших образования и кандидатская степень, вы автор монографий или путеводителей. И можете не трясти своими дипломами туристических университетов или курсов актерского мастерства, как сказали, так и будет.

Закон суров, но это закон. После длительных обсуждений, скандалов, петиций и т.п. закон приняли – как раз в разгар ковида, когда вопрос с китайским фактором неожиданно взял и исчез из повестки дня. (Тут же, правда, нашлись другие поводы для государственного внимания – а давайте запретим во время эпидемии вести экскурсии на открытом воздухе – это ведь угроза здоровью нации! А вот на дискотеках на открытом воздухе размяться можно).

Как всегда, исполнение нового закона тяжелым грузом легло на хрупкие плечи сотрудниц разнообразных региональных ТИЦев (как правило девушек, только что закончивших туристические ВУЗы) и руководителей региональных департаментов, отвечающих за развитие туризма, и без того перегруженных сверх всякой меры. В результате на сайтах органов власти субъектов с осени 2022 года начали выкладываться экзаменационные вопросы, среди них попадались и весьма неожиданные: «Какое количество сточных вод Петербурга очищается канализационными сооружениями?», «Составьте пеший экскурсионный маршрут по Московской области длиной не менее 20 км». Законопослушные экскурсоводы взволнованно повторяли матчасть и готовились к аккредитациям и экзаменам, как могли. В разгар процесса подготовки процесса аттестации был неожиданно упразднен Ростуризм и его полномочия передали Министерству экономического развития, что, конечно, еще больше осложнило дело.

В результате ни десять лет вынашиваемый закон, окончательно принятый в 2021 году, ни подзаконные акты не отвечают на важные вопросы. Как правильно сформировать комиссию? Что должны знать люди, которые в этих комиссиях будут заседать? Кто все это оплачивает? Как будет происходить ротация комиссий? Обязана ли комиссия организовать экзамен в онлайне (в некоторых регионах соискателям отказывают в этом праве, а дистанции у нас в стране «огромного размера»)? А как работать с иногородними? А есть ли у экзаменуемого право на ошибку? А если он ответил, например, ниже, чем на «троечку», но он наш, рязанский, что с ним делать? А если ответил на «четверку», но он, наоборот, не наш, и диплом у него – не с наших курсов? И главное: кто все-таки будет принимать экзамены? В некоторых комиссиях количество работающих экскурсоводов стремится к нулю. Остается только поверить на слово, что у этих людей имеются необходимые компетенции и что они ни в коем случае не будут по-разному относиться к «своим» и «чужим».

И вот, аттестация началась, и некоторым удалось ее пройти. Вот, как, например, описывает свои ощущения экскурсовод, прошедший горнило экзаменационной комиссии в одном из региональных центров (полный текст письма находится в распоряжении редакции):

 

Хочешь водить экскурсии - помни, что и на какой стене написано!

 

… Чиновники-организаторы от областной администрации сделали все возможное, чтобы преодолеть сложности закона. Открыли бесплатные курсы при местном ВУЗе и всем выдали корочки. Максимально быстро отвечали на вопросы. Решали все проблемы с документами. И вообще были максимально отзывчивы и лояльны к нам. Но сам экзамен принимали не они, а, с позволения сказать, лучшие люди города. Один почтенный профессор и его свита – друзья, ученики, соавторы по книгам…

…И вот наступил день экзамена. Перед тем как тянуть билеты нас напутствовал председатель комиссии – седобородый, почтенный краевед, председатель всего мало-мальски связанного с историей.

"Не волнуйтесь, сказал он, - вас никто мучить тут не будет. Быстро все расскажете за 5 минут и пойдете домой…"

И начался треш. Одна точка? Да щас! Весь маршрут рассказывайте. Где начало? Куда дальше идем? А если 100 метров налево пройти и потом под забором пролезть – что там будет? Сколько длится экскурсия по времени. 3 часа? Да вы что? Кто это выдержит? 1 час и больше не нужно. И тут же - а про это место, почему не рассказали? А вот там еще сбоку мемориальная доска висит – перескажите ее текст. Что значит времени мало? Увиливаете от ответа!

Что вы говорите? Хотите одну точку рассказать из маршрута подробно? Зачем вам одна точка, если вы остальные не знаете. И вообще, почему вы нам стихи наизусть не читаете? Нет Бальмонта нам не надо. И даже с упоминанием нашего любимого города. Местных поэтов давайте.

В общем, продолжалось ЭТО 40 минут!

Экзаменуемый, надо сказать, держался стойко. В перерывах между пулеметной очередью вопросов сыпал своими энциклопедическими знаниями. Рассказывал о не самых рядовых местах связанных с литературой. Пачками цитировал писателей и поэтов 2 и 3 ряда, дневники и редкие издания. В итоге члены комиссии ему пренебрежительно бросили в конце – вы, конечно, уникальный эрудит, но для экскурсовода этого мало.

В какой-то момент, когда отвечал очередной претендент, глава комиссии удивленно уставился в билет - какая странная тема – сказал он. Не представляю, что там можно рассказывать по дороге. Да и смотреть там нечего. Объектов показа - ноль. Кто ее придумал такую? Я? Погорячился, видимо. Я бы, конечно, мог такую экскурсию провести. Но это очень тяжелый маршрут. Тут он задумчиво начал перебирать оставленные предыдущими отвечавшими помятые билеты… ​ Минут 10 перебирал их, одну за одной бракуя им же придуманные темы и маршруты, со словами:​

- Билеты надо все переделать. Они очень сложные. Видели, как сегодня отвечающим было тяжело на экзамене? Как они путались и запинались?  Это потому что в билетах слишком сложные маршруты экскурсий для новичков. Перестарались мы - теперь надо подумать, как все исправить....

Не удивительно, что таким образом на весь регион аттестовано менее 10 экскурсоводов…

Видя сложившуюся ситуацию во всей красе, экскурсоводы, прежде всего через свои профессиональные объединения бьют в колокола всеми возможными способами.

Пишут письма новому регулятору – в Минэк, просят, например, отложить дату «Ч», после которой гидам-экскурсоводам нельзя будет работать без прохождения аттестации, на 1 год. Им отвечают в таком духе, что да, они все понимают, но сказать пока ничего не могут, потому что переживают состояние перераспределения функционалов. И что осталось еще целых три месяца, вдруг за это время ситуация в корне изменится?

Изменится?

Редакция Вести Туризм будет следить за развитием этой темы.

Фотография обложки - источник.

-0-

 

 

 

 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников