Что с нами происходит?
Мы попросили ответить на два вопроса:
Как лично вас (и организацию, где вы работаете) коснулась ситуация связанная с пандемией?
Что вы планируете делать в ближайший месяц?
Дмитрий Богомолов, руководитель международного творческого центра «Эмалис», Ярославль
За 2019 год наш музей принял более 10 000 туристов, как российских, так и иностранных. Музей входит в ТОП-15 лучших частных музеев России, по данным АТОР. Сейчас мы закрыты - туристов нет и не планируется. В следующем месяце нам нечем будет платить налоги, коммуналку, как по бизнесу, так и по жилью. Частные музеи очень уязвимое звено, т.к. это в большинстве своем семейные предприятия, у которых нет материальных запасов на такие случаи. Не будет возможности оплачивать кредиты и ипотеку. Оборот нашего музея за последние несколько недель составляет 0 рублей! Я думаю, что властям необходимо знать об этом. В такой ситуации, которая сложилась сейчас, нам просто необходима поддержка государства - не снижение ставок по налогам и отсрочка платежей, а налоговые каникулы! Нам нечем платить даже по истечению срока отсрочек. Туризм как отрасль восстанавливаться будет крайне медленно, дохода просто нет, а многодетная семья есть!
Ксения Варнавская, хозяйка «Усадьбы Марьи Искусницы», Суздаль
Нас ситуация коснулась самым прямым образом. Не за горами новый туристический сезон, а работы нет, туристов нет, и думаю, не будет ещё долго. Что делать? Соблюдать режим, менять свою жизнь, молиться. Недавно мы выиграли президентский грант и по его условиям должны принять 400 детей в музее до 1 июля 2020 года. Поскольку спрогнозировать ситуацию с пандемией невозможно, то мы надеемся, что Фонд пойдёт нам навстречу. Но по сравнению с другими частными музеями у нас хоть помещение в собственности – не нужно платить огромные суммы за аренду.
Семен Жильцов, владелец музея советского детства, Сергиев Посад
Наш музей закрылся 14 марта. На какой срок – неизвестно. Поскольку музей тактильный и принимает детские экскурсии, то работать в такой ситуации было бы кощунством.
Практически все наши экскурсоводы люди в возрасте, и всех их (по решению губернатора Московской области) отправили в отпуска.
Мы встречались с властями и просили их принять те же меры поддержки для малого бизнеса, какие ввели другие страны – заморозить платежи по кредитам и аренде.
Еще мы очень рассчитываем на микрофинансирование от банков под 6 % на три года. Есть же в регионах фонды по поддержке малого и среднего бизнеса – от них мы тоже хотели бы видеть посильную помощь. Налоговые послабления и отсрочки платежей нам бы тоже помогли.
Анна Орлова, директор музей фарфора им. Вадима Орлова, Ярославль
Наш музей молодой - мы работаем чуть менее 1,5 лет, но только за последний календарный год смогли принять около 12 тыс. посетителей, из них 1060 человек на благотворительной основе. Перспективы печальные - отменены все запланированные экскурсии и мероприятия. Но даже после возвращения к обычному рабочему режиму уйдет не меньше нескольких месяцев на восстановление потока посетителей. Так что туристический сезон 2020 ожидает всех невеселый.
Татьяна Пикунова, владелец музея Ложки, Владимир
Музей закрыт, туристов в городе нет, но мы продолжаем работу в on-line режиме. Это новый и очень интересный формат, который дает нам возможность показать и рассказать об экспонатах из фондов хранения музея. Мы уже создали свой youtube-канал «Проложкины истории», подготовили познавательные ролики, рассказываем о главных героях проекта «Обыкновенный предмет необыкновенного человека», уже запустили виртуальные конкурсы для наших подписчиков.
Александр Парфёнов, экскурсовод, Ростов Великий
Лично меня это коснулось так. Запланированный до начала туристического сезона в мае отпуск не состоялся. Под вопросом прием иностранных туристов в июне-июле, скорее всего он не состоится. Фактически сейчас я без работы, потому что с началом карантина нет вызовов на экскурсии. Это плохо - деньги заканчиваются, и сезон явно не начнется в нужное время. Поэтому буду писать путеводители по туристическим местам. Это можно делать дома, и я очень надеюсь на оплату своей работы.
Александр Дорошкевич, владелец музея «Колокола Руси», Сергиев Посад
Ситуация, связанная с пандемией, крайне негативно повлияла на деятельность выставочного зала «Колокола Руси», что привело к отмене ранее запланированных экскурсий и мероприятий. В ближайший месяц в дополнение к уже существующей 3D-панораме выставочного зала «Колокола Руси» мы планируем создать видеоэкскурсию по музею и сделать доступной её через Интернет. Это позволит всем желающим виртуально познакомиться с единственной в мире экспозицией и входящими в неё экспонатами, многие из которых являются уникальными.
Лариса Пухачева, директор туристической компании «Водолей», Кострома
Пандемия сокрушительно ударила по туристическому бизнесу. Нашим сотрудникам пришлось срочно решать вопросы с ранее забронированными турами за границу, причем быть одновременно и менеджерами, и юристами, и, что самое трудное, психологами при общении с туристами. Но более тяжелым моментом для нашей компании , как туроператора, является остановка работы по приему гостей в любимой Костроме. Отменились все заезды тургрупп и индивидуалов, уже несколько недель оборот фирмы составляет 0 рублей. В конце апреля мы ждали в Костроме первые теплоходы с туристами. Но на сегодняшний день уже известно, что в апреле- мае навигация не откроется. Нам остаётся только ждать и надеяться на лучшее, ведь мы «теплоходозависимые». Работа с круизными теплоходами не только наш хлеб, но и наша жизнь! В ближайшие месяцы продолжим работать в удалённом режиме. Сегодня мы общаемся с туристами, партнерами, решаем вопросы по переносу туров на другие даты. Также готовим материалы для нового сайта, обновляем и корректируем программы по приему гостей в Костроме. В планах - прослушать несколько вебинаров по туризму.
Мне, как директору компании, хотелось бы сохранить свой коллектив, с которым мы «съели не один пуд соли» за 20 лет работы. Удастся ли это сделать, неизвестно.
Наталья Карабашина, учредитель клуба туризма и отдыха «Сундук путешествий», Рыбинск
В результате пандемии коронавируса остановилась вся деятельность моей организации, которая приносить прибыль. Да, мы продолжаем работать! Да, нам есть что делать. Но для существования организации этого недостаточно. Я привыкла все контролировать и менять ход событий в зависимости от обстоятельств. И это первая ситуация, когда от меня ничего
не зависит, когда я лично ничего не могу сделать (конечно же, кроме снижения затрат и удержания организации на плаву до стабилизации ситуации). Я уже с этим смирилась и теперь нахожусь, как и многие другие, в режиме ожидания. А что остается делать? В ближайший месяц будем работать удаленно или в офисе (в зависимости от указов президента). В рамках туроператорской деятельности будем разрабатывать новые экскурсионные программы, придумывать новые формы проведения экскурсий, заниматься наполнением сайтов, просмотром вебинаров, курсов. Дела всегда найдутся. По большому счету это то, на что обычно не хватало времени. Мы и дальше продолжим работать с нашими туристами по аннуляциям и переносам туров - этого не избежать. И, конечно же, будем надеяться на скорую нормализацию ситуации.
Благодарим пресс-службу Союза городов Золотого кольца за помощь в подготовке материала.