images/2019/DEC2019/27/z7C2TfFc39s.jpg

АЛЕКСЕЙ НОВОСЁЛОВ, директор музейного объединения города Тотьма

26 декабря 2019 14:29:33
Мне решительно понравилось здесь всё: опьяняющий запах яблонь и черемух, волжские просторы, великолепный верхний бульвар с видом на речную гладь

Продолжаем публикацию ответов профессионалов туристического рынка на наш предновогодний блиц-опрос: о главном событии 2019 года, запомнившихся направлениях путешествий и проектах на год 2020-й

СОБЫТИЕ ГОДА

Победы Тотемского музейного объединения Событие 2019 года для меня - это победа нашего тотемского проекта «Школа музейного развития» (ежегодные обучающие курсы для музейщиков малых городов и сёл страны) на всероссийском фестивале «Интермузей» в Манеже. Наш проект в своей номинации обошёл проекты таких музеев, как Петергоф, Русский музей, ГМИИ имени Пушкина и Дарвиновский музей. К победе мы не то чтобы готовились, и точно не репетировали пламенные речи. Потому так совпало, что и я, и моя коллега, куратор проекта Мария Правдина сказали со сцены Манежа об одном и том же.

Это победа не только Тотьмы. Это победа всех малых городов и сел страны, заинтересованных в развитии через культурные практики. Это важный знак всем малым музеям, что об их проблемах знают, что их ценят и доверяют победы тем, кто берет на себя трудную ношу и разрабатывает комплексные программы обучения сотрудников музеев малых территорий.

Проект был и есть во многом авантюрный, но кто-то должен был заговорить об этой «выпадающей» из крупных форумов категории малых и муниципальных музеев. И почему бы не Тотьма? Тренд на поддержку малых территорий сейчас оформляется. Не воспользоваться возникающими шансами и сидеть у разбитого корыта, вздыхая от отсутствия денег - тоже вариант. Но не наш. Сначала нам поверил фонд Тимченко, который мощно прокачал нашу команду на предмет социокультурных практик.

Затем нас поддержал фонд Потанина, давший десятимиллионный грант на обучение сотрудников малых музеев. Теперь нас поддержало жюри Интермузея, состоявшее в основном из директоров крупных музейных комплексов страны.

Если честно, опасения у меня были: а видны ли этим людям проблемы малых территорий, не кажется ли им то, чем мы занимаемся, ребячеством? Выдохнули: не кажется! Кроме того, Тотемское музейное объединение стало победителем областного конкурса «Лидеры туриндустрии» в номинации «Лучший музей Вологодской области», что тоже для нас чрезвычайно почётно.

ЧЕЛОВЕК ГОДА

Человек 2019 года для меня - это руководитель Кенозерского национального парка Елена Шатковская.

Решение по присуждению ей государственной премии РФ, состоявшееся в этом году, видится абсолютно логичным, обоснованным и даже вызвало у меня некоторое удивление: «А что, премии ещё не было?».

В Кенозерском парке я был буквально пару раз и несколько дней, но этого времени мне хватило, чтобы окончательно и бесповоротно влюбиться в эту землю с её фантастическими просторами воды и неба, где невероятно органично существуют природа и культура.

Пейзажи по пути от Усть-Почи с её овцами и «небесами» через «лавину», мимо стогов, к трогательной часовне в Мызе до сих пор воспринимаются мной как нечто неземное (а я себя человеком впечатлительным не то чтобы считаю).

А ведь потом были ещё прогулки по Кенозеру, великолепные Зехново, Тырышкино, Косицыно, Медвежий остров, какие-то бесконечно живописные лахты и потом - закат над озером, когда, выражаясь словами Рубцова, мы «смотрели в небо, и небо тоже глазами звёзд на нас смотрело». Я представляю, какой феноменальный труд - держать, сохранять этот ландшафт, при этом удерживая там людей, не допускать чужеродных вмешательств, и притом ежегодно привносить туда что-то новое, будь то органично вписывающийся в среду лэнд-арт, реставрация водяной мельницы или очередная удавшаяся краудфандинговая кампания.

Такой механизм не может эффективно работать, если им не руководит человек очевидно талантливый. Можно говорить сколько угодно, что природа, церкви, часовни были и до прихода в эти места парка. Мало того, чтобы это было. Важно, чтобы это жило, работало и дарило впечатления. Феноменально трудная территория, которая была на грани исчезновения, превратилась в образец, с которого «делают жизнь» - в то время, пока остальной Русский Север погружался, как Атлантида, в толщу небытия. Очень заслуженное, очень нужное и очень верное решение - награда директору Кенозерского парка. Я очень рад.

САМАЯ ЗАПОМНИВШАЯСЯ ПОЕЗДКА ПО РОССИИ

В этом году у меня наконец случилась Кинешма - город, который я буду вспоминать с теплотой и любовью. Он какой-то лампово уютный, одновременно парадный и камерный, живой и тихий, современный и патриархальный. Мне решительно понравилось здесь всё: опьяняющий запах яблонь и черемух, волжские просторы, великолепный верхний бульвар с видом на речную гладь (Кострома и Ярославль позавидуют), рыбаки вдоль речки Кинешемки, улочки деревянных домов, причудливо перемежающихся с современными постройками, причудливые перепады рельефа даже на главной площади, театр Островского - в райцентре, профессиональный, драматический, с трогательной торговлей магнитиками после спектакля, с собственным музеем, понравилась игра актёров, понравились легкая утренняя качка на дебаркадере «Мирной пристани» и рисовая каша на завтрак, после которой можно не обедать.

Не могли не понравиться благоустроенные улицы исторического центра, парк культуры в бору, вежливость и радушие сотрудников всех музеев, где мы были, прекрасные лужи под закатным небом, когда дождь рисует на местном асфальте что-то неповторимое; пленила старенькая церковь, оказавшаяся между двух советских пятиэтажек в уютнейшем дворе с бабушками на лавочках и сонными кошками, бродящими туда-сюда. Дети на самокатах, великах и роликах, чинно гуляющие отдыхающие - вероятно, такие же туристы, коренные жители ,с истинно ивановским говорком пытающиеся продать на рынке бесконечное множество рассады каких-то кустиков - всё это так прекрасно и так хочется удержать в памяти...

Конечно, прекрасная погода, и радость мая, и хорошая компания, - всё это не могло не повлиять на настроение этой поездки, но все же я страшно недооценивал этот город и слишком поздно сюда приехал.

Рядом с Кинешмой есть прекрасная усадьба Островских Щелыково. Она идеально вписана в ландшафт: тот классический случай, когда вроде бы обычная картина березок, елей, прудиков и оврагов вызывает в душе щемящее чувство чего-то очень близкого и родного. Здесь можно (и нужно) посетить замечательно сохранившийся дом Островского - реальный дом и реальный сруб с массой реальных предметов внутри.

По степени сохранности это едва ли не номер один в списке русских писательских усадеб - сюда не дошли ни военный коммунизм, ни фашизм, ни бесхозяйственность.

Но я бы советовал в первую очередь просто неспешно прогуляться по парку, заходя в самые глухие его уголки, и обязательно совершить медитативную двухкилометровую прогулку в истинно красивейшее село Николо-Бережки. По пути будут топящиеся баньки, загородные шале явно московского происхождения, поля, длинный мостовой переход через живописнейший овраг и наконец деревня Николо-Бережки с шестью домами, воротиловской церковью и пронзительным видом на окрестную природу.

В самом живописном месте деревни - музей этнографии, реплика дома плотника, который делал мебель в усадьбу Островских. Пожалуй, самый уютный музей во всем комплексе - и везде рассада цветов (говорят, ее очень любил сам драматург).

ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЕЗДКА

Первый раз я пожалел, что из какого-то города нельзя увезти его запах. Ла-Рошель пахнет морем и его продуктами - мидиями, устрицами и подобными, которые шкворчат где-то в кафешках на бульварах так, что обоняние не выдерживает этот праздник жизни и зовёт потратить 20-30 евро хотя бы на пару блюд. А ещё здесь ослепительное солнце, бирюзовый океан, певцы и акробаты, развлекающие публику, и великое множество яхт, которые, кажется, заняли практически всё пространство трёх укромных бухт города.

Для большинства наших соотечественников - я предполагал - Ла-Рошель малоизвестна. Однако работник местного музея долго и дотошно листает буклеты на разных языках и достаёт для меня последний русскоязычный: видимо, всё-таки бывают наши люди и здесь. Одну причину, почему бывают, можно назвать сразу. Я тоже помчал сюда на скоростном поезде TGV из Парижа за этим. Fort Boyard. Творение архитектора Вобана, никогда толком не участвовавшее в войнах, могло бы быть ничем не известно. Если бы не команда сметливых продюсеров, пару десятков лет назад придумавших совершенно особый и очень телегеничный жанр квест-игры «Форт Боярд», растиражированный в десятки стран, и в том числе нашу.

Значительная часть моего детства прошла под просмотр русских сезонов «Форта» с Ярмольником во главе. В сам Форт никогда не пускали и не пускают: процесс съёмок практически непрерывен, туда в очередной раз командировали тигров, пауков-птицеедов и прочих милых существ, которые ползают по тебе, пока ты ищешь ключ. Однако незабываема даже поездка вокруг, по Бискайскому заливу Атлантики: красивейшие виды остаются в памяти надолго. Многие полагают, что форт расположен в открытом океане, один-одинёшенек - по картинке из телевизора можно так подумать.

На самом деле нет. Форты вообще строили в узких местах для надёжного прикрытия береговых крепостей, и Боярд расположен аккурат между островами Иль-д-Экс и Олерон, прикрывающими ла-рошельскую гавань. Олерон при том известен как остров, являющийся главным поставщиком особого вида соли fleur de sel - о такой разновидности NaCl мы рассказываем в творческом пространстве «АнтреСоль», но как-то даже не думали, что эта особая соль где-то рядом со знаменитым фортом. И кстати, не меньше Боярда впечатляют три крепостных башни Ла-Рошели, со вкусом музеефицированных.

Главный проект-2020

Главной задачей на 2020 год будет наше с фондом "Соль Земли" детище - проект под названием "Труба зовёт!", посвящённый заботе о солеваренном наследии Тотьмы и Варниц. Писали мы этот проект ещё в ноябре 2016 года, он тогда не прошёл - и вот теперь, обретя существенно более серьёзное финансирование в размере 3 миллионов рублей президентского гранта, а также существенно расширив фронт работ, мы надеемся его реализовать в 2020-м. В рамках проекта предполагается расчистка территории вдоль рек Ковды и Солонухи, выявление памятников инженерного искусства – старинных рассолоподъёмных труб, объединение их в единый закольцованный маршрут с ненавязчивыми информационными модулями и пешеходной тропой.

Кроме того, на территории около краеведческого музея будет завершено формирование "Соляного дворика": подлинные артефакты солепромышленного наследия, црен и труба, обретут навесы для защиты от осадков. Отдельно будет создаваться печь для выварки, наличие которой позволит использовать в качестве сувенира настоящую выпаренную в Тотьме соль. Будем обновлять и творческое пространство "АнтреСОЛЬ": в планах - новая мебель, видеоинсталляция "Процесс добычи соли", полноценный макет Усолья. В рамках совместной работы с коллегами по Ассоциации Соляных Городов также планируются выпуск совместной полиграфической продукции и проведение общих событийных мероприятий.

Потому находимся в предвкушении большой и интересной работы!

 

#newyearitogo

 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников