Александр Соснин: «Мы увидели, как люди раскрывались в критической ситуации»
13 ноября 2020 года. Вести Туризм. Алина Хорошева.
В России официально завершилась круизная навигация. Теплоходы круизных компаний заняли свои места в регионах для зимней стоянки. Подвести итоги прошедшей нестандартной навигации ИА «Вести Туризм» попросило известного круизного эксперта, председателя совета директоров Круизной компании «Созвездие» Александра Соснина.
Вести Туризм: Александр, в этом году всем было тяжело... Каково сейчас состояние круизной отрасли? Сложнее ли ей было по сравнению с остальным туристическим рынком?
Александр Соснин (А.С.): На круизный рынок в ходе кризиса повлияли два важных фактора. Первый – это отсутствие иностранного въездного туризма. Компании, которые занимались организацией круизов для иностранных туристов, вынуждены были часть судов оставить в затонах, а часть – переориентировать на российский рынок. Второй фактор – ограничения, которые заставили всех волноваться и доставили компаниям множество хлопот. Но, так или иначе, все отработали навигацию.
Вести Туризм: Много ли туристов пришлось пересадить в рамках этой навигации?
А.С.: Поскольку навигация началась на два месяца позднее запланированного срока, множество туристов пришлось пересаживать на более поздние круизы 2020 года, и на навигацию 2021 года.
На следующую навигацию свои круизы по всем компаниям перенесли более двадцати тысяч туристов. То есть часть мест будущего года мы отдаем в зачет навигации текущего года. Все бы хорошо, но полученные за эти путевки средства частично уже потрачены на подготовку флота в этом году. Так что ожидается непростой в финансовом смысле год. Впрочем, справимся.
Вести Туризм: Как прошла навигация в плане ограничений, проверок? Мешали ли работать?
А.С.: Сильно работать никто не мешал. Проверки были, но ничего необычного. Что касается ограничений от Роспотребнадзора, в их рекомендациях прописано, что делать в случае обнаружения признаков заболевания на борту: человек изолируется до возможности передать его медицинским службам. Также изолировать необходимо тех, кто непосредственно с ним общался, - жил в каюте и сидел за столом. Плюс принимаются разные дополнительные меры на борту.
Были, правда, жесткие перегибы от некоторых региональных управлений Роспотребнадзора. К счастью, нашу компанию это миновало. Но у коллег был, например, случай, когда у члена экипажа обнаружили ОРВИ, даже не коронавирус. В итоге судно оцепили полицией, потребовали сменить экипаж. И это не единичный случай. Вот такого быть не должно. Есть рекомендации, и они должны выполняться всеми сторонами, без таких инициатив.
Вести Туризм: Много ли новых туристов приняли теплоходы России в этом году?
А.С.: В этом году многие россияне впервые отправились в речной круиз. Таких туристов, наверное, было до 20%. У меня к этому двойственное отношение. С одной стороны, здорово, что человек пробует речной круиз. Но если одни компании держали марку, и не снижали уровня сервиса, то у других с этим были проблемы. А новички ведь не знают, что компании и теплоходы бывают разные. Они судят обо всех круизах по своему первому опыту.
И, наверное, половина новых туристов открыла этот вид отдыха как возможный для себя в будущем. Они и другим посоветуют речной круиз. Другая половина, в основном те, кто выбрал круиз подешевле, больше никогда не отправятся в такое путешествие, причем на любом судне. И отговорят знакомых. Такой неоднозначный итог навигации.
Вести Туризм: Александр, как на фоне кризиса изменилась специфика работы с турагентствами?
А.С.: С круизами стало работать больше турагентов. Те, кто занимался выездным туризмом, переориентировались на внутренний, в том числе на круизы. Им, конечно, сложно. Многие агентства имеют минимальный штат, и сотрудники четко знают только свой продукт. Речные круизы сильно отличаются от того, что они привыкли продавать. В связи с этим на наших специалистов легла большая нагрузка по разъяснению всех нюансов продукта.
Вести Туризм: Как Вы считаете, вынужденная «привычка» отдыхать в России после открытия границ останется или всё вернется на свои места?
А.С.: Если в этом году в России человеку удалось отдохнуть хорошо, он вернется. И наоборот.
Есть, конечно, такой момент, что для путешествий по России не нужны визы, никто не спросит о цели визита, не спешишь улететь в обозначенные сроки. В этом есть какой-то элемент свободы. Но, с другой стороны, в таких странах, как Турция, тоже нет виз и вопросов при пересечении границы.
Вести Туризм: В этом году был запущен новый продукт «Созвездия» на Байкале. Как оцените первые итоги? Знаю, Вы были в этом круизе.
А.С.: Я думаю, спрос на такие круизы будет. Мы планировали два круиза в эту навигацию, но один отменили из-за ограничений. Второй состоялся в начале сентября и прошел весьма удачно.
Для нас это новый экспедиционный формат, и мы делаем проект не на своем судне, – используем самый большой и комфортабельный байкальский теплоход «Империя».
Наш маршрут интересен тем, что за неделю туристы видят весь Байкал, до самого севера. В программе, конечно, есть и стоянки на знаменитом острове Ольхон. Вместо обычных экскурсий на этом маршруте – знакомство с заповедными местами, прогулки и даже поездки на внедорожниках.
Во время всего путешествия группу сопровождал опытный байкальский гид и наш директор круиза. Как мне показалось, участники первого круиза получили от него настоящее удовольствие.
На следующий год у нас запланировано четыре подобных круиза, и на них есть неплохой спрос. Вообще мне всегда экспедиционные круизы нравились даже больше речных, так что, думаю, будем развивать это направление.
Вести Туризм: Вопрос из области «фантастики»… В Европе тема предновогодних, новогодних и рождественских круизов развита активно. У нас в последние годы в Московском регионе зимы как таковой нет. Не рассматриваете ли вы с коллегами тему запуска такого продукта у нас? И что этому может помешать?
А.С.: На новогодние каникулы можно загрузить все, что угодно. Вопрос в том, как судну доработать до этого времени. Ноябрь и декабрь, январь и февраль – мертвые месяцы для круизного туризма. Только ради Нового года ввести в работу теплоход сложно.
И второй вопрос – куда идти, когда все замерзает? Наверное, чисто гипотетически можно было бы работать на нижнем Дону. Но тогда там необходимо держать судно специально для этих рейсов. В России климат такой, что круглогодичные круизы сделать непросто. Мы думали, полушутя-полусерьезно, ходить зимой с ледоколом на Валаам, но это безумно дорого.
Вести Туризм: Александр, как Вы оцените новый морской продукт компании «Водоходъ» на новейшем лайнере «Мустай Карим»?
А.С.: Мне нравится этот проект. Я вообще люблю все новое. Это интересный маршрут и отличный теплоход. Но, думаю, всем морским портам на этом маршруте, кроме Новороссийска, надо перестраивать работу для приема и обслуживания внутренних туристов.
Вести Туризм: А что касается лайнера «Князь Владимир»… На Ваш взгляд, почему его так и не пустили в этом году в рейсы? Ведь регион активно работал с туристами: отели, рестораны, достопримечательности – все было открыто, все принимали гостей.
А.С.: Думаю, что было политическое решение о начале работы курортов, а теплоход глобально мало кого интересовал, и, возможно, на нём просто отыгрались. Тем более в СМИ постоянно появлялась информация о вспышке коронавируса на морских круизных судах по всему миру.
Вести Туризм: И заключительный вопрос. Кроме очевидных минусов, какие плюсы получила, по-Вашему, туристическая отрасль в рамках сложившейся кризисной ситуации?
А.С.: Возможное увеличение числа путешествующих по России – главный плюс. А дальше все зависит от того, как отрасль сможет использовать открывшуюся возможность.
Много хорошего произошло в человеческом плане. Наши постоянные туристы искренне переживали за нас. Многие коллеги по отрасли, казалось бы, конкуренты, показали в критической ситуации способность сплачиваться и работать на общий результат.
На результат, причем очень профессионально, работали и государственные структуры, курирующие нашу отрасль – Минтранс, Росморречфлот, Ростуризм. Большой вклад в то, что навигация состоялась, внесли специалисты Российской Палаты судоходства, которые трудились, не побоюсь сказать, самозабвенно.
Мы увидели, как люди раскрывались в критической ситуации. Лично я сделал для себя много приятных открытий. Так что в этом плане год мне представляется замечательным.
-0-